1. Для нашей лаборатории при описании урока очень важно показать, как дети реально решали предложенную проблемную задачу. Это нужно для того, чтобы у нас, в итоге, появились описания детских стратегий решения познавательной задачи.
К сожалению, в описании представленного Вами урока таких описаний нет. В тексте просто сказано: "Дают ответ на решение проблемы".
А как звучал этот ответ? Он был единственным или были разные версии ответов. Ответил один школьник и с ним согласись все остальные. Или были возражения?
Для нашей лаборатории важно описание живой жизни в классе со всеми ее коллизиями, спорами, уточнениями, согласиями и т.д. В противном случае остается непонятным, а что же на самом деле было в ходе работы.
Для привычных форм отчетности каждый раз важно, что на уроке делал учитель, и гораздо менее интересно, а что делали учащиеся; насколько их деятельность была самостоятельной и инициативной. Повторюсь, для нашей лаборатории важнее второе.
Будет очень хорошо, если вы дополните описание урока детскими репликами.
2. Если же обсуждать предложенный к обсуждению урок более тщательно, то сложно согласиться с тем, что сформулированный вопрос "Как и почему менялось представление о планете Земля" является проблемой. Это пока не проблема, это лишь уточнение ситуации. "Вначале люди думали про Землю и космосе вот так, сейчас думают вот так. Как и почему менялось представление о планете".
Ответ здесь вроде бы такой - "люди изучали природу при помощи науки астрономии; так они узнали новое про Землю и космос".
Однако исходная ситуация, что Вы предложили для обсуждения, более сложная. И касается она вообще-то методологических вопросов природы познания. Вопрос ведь в том, а что заставило-подвигло людей изучать природу? Почему их не устраивало имеющееся объяснение того, что такое Земля и что такое Космос?
Дело не в том, что при помощи науки люди что-то стали лучше знать. Это, в общем-то, очевидно. Вопрос в том, зачем и в связи с чем люди вообще изобрели науку, почему вдруг кого-то стало не устраивать мифологическое объяснение природы.
А ведь в средневековье кое-кого и на кострах сжигализа попытки зучать природу научными способами. Кого-то, например, инквизицию, такие способы совсем не устраивали.
Можно сказать, что все это сложно для младших школьников, хоть и 4 класса. Но ведь это мы сами предложили для обсуждения именно эту ситуацию - соотнести между собой мифологический взгляд на природу и научный. Но потом обсуждать эту ситуацию всерьез не стали, просто сошлись на том, что все это произошло благодаря науке.
В этом смысле проблемной ситуации здесь так и не возникло. Не возникло реально осознаваемого и ощущаемого противоречия, парадокса, необычности и странности.
Подводя итог, скажу следующее. Вопрос "Как и почему менялось представление о планете Земля" - это лишь промежуточный шаг в сторону реальной проблемы. Реальная же проблема, вытекающая из предложенной вами исходной ситуации, в том, почему люди вообще стали изучать природу, почему кого-то из них не устраивало имеющееся объяснение природы мира. В пределе - почему вдруг людей заинтресовал вопрос "А как на самом деле? А как доказать правильность своей точки зрения? Что есть истина?"
С уважением, руководитель лаборатории Алексей Николаевич Юшков
Комментарии
Ольга Васильевна, добрый день!
1. Для нашей лаборатории при описании урока очень важно показать, как дети реально решали предложенную проблемную задачу. Это нужно для того, чтобы у нас, в итоге, появились описания детских стратегий решения познавательной задачи.
К сожалению, в описании представленного Вами урока таких описаний нет. В тексте просто сказано: "Дают ответ на решение проблемы".
А как звучал этот ответ? Он был единственным или были разные версии ответов. Ответил один школьник и с ним согласись все остальные. Или были возражения?
Для нашей лаборатории важно описание живой жизни в классе со всеми ее коллизиями, спорами, уточнениями, согласиями и т.д. В противном случае остается непонятным, а что же на самом деле было в ходе работы.
Для привычных форм отчетности каждый раз важно, что на уроке делал учитель, и гораздо менее интересно, а что делали учащиеся; насколько их деятельность была самостоятельной и инициативной. Повторюсь, для нашей лаборатории важнее второе.
Будет очень хорошо, если вы дополните описание урока детскими репликами.
2. Если же обсуждать предложенный к обсуждению урок более тщательно, то сложно согласиться с тем, что сформулированный вопрос "Как и почему менялось представление о планете Земля" является проблемой. Это пока не проблема, это лишь уточнение ситуации. "Вначале люди думали про Землю и космосе вот так, сейчас думают вот так. Как и почему менялось представление о планете".
Ответ здесь вроде бы такой - "люди изучали природу при помощи науки астрономии; так они узнали новое про Землю и космос".
Однако исходная ситуация, что Вы предложили для обсуждения, более сложная. И касается она вообще-то методологических вопросов природы познания. Вопрос ведь в том, а что заставило-подвигло людей изучать природу? Почему их не устраивало имеющееся объяснение того, что такое Земля и что такое Космос?
Дело не в том, что при помощи науки люди что-то стали лучше знать. Это, в общем-то, очевидно. Вопрос в том, зачем и в связи с чем люди вообще изобрели науку, почему вдруг кого-то стало не устраивать мифологическое объяснение природы.
А ведь в средневековье кое-кого и на кострах сжигализа попытки зучать природу научными способами. Кого-то, например, инквизицию, такие способы совсем не устраивали.
Можно сказать, что все это сложно для младших школьников, хоть и 4 класса. Но ведь это мы сами предложили для обсуждения именно эту ситуацию - соотнести между собой мифологический взгляд на природу и научный. Но потом обсуждать эту ситуацию всерьез не стали, просто сошлись на том, что все это произошло благодаря науке.
В этом смысле проблемной ситуации здесь так и не возникло. Не возникло реально осознаваемого и ощущаемого противоречия, парадокса, необычности и странности.
Подводя итог, скажу следующее. Вопрос "Как и почему менялось представление о планете Земля" - это лишь промежуточный шаг в сторону реальной проблемы. Реальная же проблема, вытекающая из предложенной вами исходной ситуации, в том, почему люди вообще стали изучать природу, почему кого-то из них не устраивало имеющееся объяснение природы мира. В пределе - почему вдруг людей заинтресовал вопрос "А как на самом деле? А как доказать правильность своей точки зрения? Что есть истина?"
С уважением, руководитель лаборатории Алексей Николаевич Юшков