Тема 5 учебная ситуация 1

Учебник "Окружающий мир " 3 класс, часть 1, авторы Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А.

Тема "Формы земной поверхности " стр. 16-17

На  ландшафтном рисунке дети  рассматривают местность, рассказывают, где стоит Маша и где стоит Миша ( Маша и Миша -персонажи учебника, которые вместе с учениками познают окружающий мир). Дети рассуждают, у кого из героев обзор на местности больше, делают выводы. Выстраивают предположения, как же на местности определяются формы земной поверхности.

Тема " Туман и облака. Осадки"  стр.83

На данном ландшафтном рисунке изображены все виды облаков (слоистые, дождевые, кучевые, высоко-кучевые, перистые). По рисунку дети сравнивают облака, выявляют их разнообразную форму, из рисунка дети видят и высоту (шкала дана в километрах) от поверхности земли, на которой образуется разного вида облака.

Тема " Почва" стр.33 (часть 2).

На рисунке животные, которые обитают в почве, указано расположение их норок, глубина и форма подземных ходов, корни трав и кустарников, грибницы, черви, улитки, микроорганизмы (бактерии), личинки насекомых, насекомые, можно рассмотреть и состав почвы ( песок, глина, мелкие камешки, перегной).

На уроке организуется  совместная деятельность  учеников и героев учебника, в результате которой  формируются  нравственные  качества:  отзывчивость,  доброта  -  желание 
помочь, осознание значимости своей роли, роли ученика. Участие героев учебника Маши и 
Миши способствуют познавательной активности учащихся, интереса к изучению 
окружающего мира. Работа строится не в одиночку, а в парах, как Маша и Миша. 
В  результате  формируются  коммуникативные  способности  сотрудничества: умение  работать  с  соседом  по  парте,  распределяя  работу  между  собой, договариваться,  учиться  слушать  товарища  и  высказывать  свое  мнение, 
формируется речевое развитие, речевое общение. Особенностью  рисунков  учебника  является  то,  что  ученик  имеет  возможность  посмотреть  на 
окружающий  мир  с  двух  разных  точек  зрения:  и  с  высоты  нарисованного 
вертолета, и глазами героев учебника, которые находятся то в селе на огороде, то 
около школы, то в лесу. Сравнивая угол зрения, делается вывод, что герои Маша и Миша видят и меньше и больше  того, что можно разглядеть  с  вертолета. Они 
ближе к земле, поэтому могут рассмотреть каждый цветок и каждую букашку.  
Задания учебника ориентированы и на поисковую деятельность, в процессе которой  дети  учатся  самостоятельно  выделять  разные  признаки  для 
классификации. Используется увеличительный прибор- лупа, который встречается на большом количестве рисунков учебника.