Стажировка «Образовательный проект «Школьная лига РОСНАНО: проектирование естественно-научного образования в начальной школе»
Стажировка для учителей начальной школы Школьной лиги прошла в Санкт-Петербурге с 4 по 7 ноября.
Тема стажировки – «Деятельностные формы образования в начальной школе на материале естествознания».
В работе приняли участие 22 педагога из 10 городов.
Базовые вопросы были связаны с теоретическими основами деятельностного и возрастного подходов, а также с практикой становления исследовательской деятельности в школе на материале естественно-научных дисциплин.
В частности обсуждалось:
– в чем специфика реализации деятельностного и возрастного подходов в начальной школе на материале естествознания;
– в чем специфика исследовательской деятельности в естественно-научных дисциплинах и как это можно учитывать при организации учебного процесса в начальной школе;
– можно ли и нужно ли, чтобы дети уходили с уроков не только с ответами, но и с собственными вопросами; полезно ли это для формирования исследовательской позиции у младших школьников и как это можно организовать технологически;
– как проектировать занятия с детьми занятия в рамках курса «Загадки природы (1-4 класс)».
Другая группа вопросов касалась развития детской картины мира, закономерностей ее преобразования; роли и значимости детских вопросов в ходе этих преобразований.
В ходе стажировки Е.В. Литвинова (педагог «Эпишколы», г. Санкт-Петербург) провела мастер-класс. На этом занятии дети (1-2 класс) обсуждали жилища живых существ (насекомых, птиц, млекопитающих). В группах выбирали самое сложное, с их точки зрения, жилище (муравейник, гнездо птиц-ткачей, гнездо ос). Рассказывали о своем решении всему классу, аргументировали свой выбор. Пробовали сформулировать вопросы об этих жилищах, интересуясь, например, как, благодаря чему, при помощи чего гнездо ос крепится на ветке, почему муравейник, состоящий из хвоинок такой прочный, и не рассыпается и т.д.
В целом дети познакомились с 30 жилищами животных, поработали с классификациями, сделали рисунки и т.д. И все это самостоятельно, в рамках групповой работы. Учитель «только» создавал условия для самостоятельной работы детей. Но именно это «и только» является самым сложным в работе педагога в начальной школе. Умение создавать ситуации детской учебной самостоятельности; ситуации, которые можно назвать «собственным делом детей» - одна из главных задач в рамках данной стажировки.
В ходе стажировки участники анализировали свою работу и работу своих коллег по курсу «Загадки природы; 1-4 класс», разрабатывали макеты и режиссуру занятий, которые можно будет провести, вернувшись в свои школы.
Важной темой оказалось обсуждение вопроса, в связи с чем вообще возникли новые образовательные стандарты, в чем их принципиальное отличие от предыдущих стандартов, какие есть традиции в отечественном начальном образовании, какие традиции поддерживают новые стандарты, а от каких – предлагают отказаться.
Работа была продуктивной. Как сказали участники стажировки: «Мы уже команда». А это значит, что сетевое сообщество педагогов школ лиги складывается и начинает работать.
Список участников, прошедших стажировку и получивших сертификаты:
Асфандиярова Газизя Ибрагимовна
Чухланцева Гузалия Фаисовна
Казимир Галина Николевна
Мягдяева Сабина Фаритовна
Пономарева Наталья Борисовна
Ткаченко Андрей Анатольевич
Колобова Марина Владимировна
Белозерских Галина Михайловна
Бойко Татьяна Анатольевна
Бабенко Светлана Валериевна
Шелыхманова Светлана Владимировна
Летуновская Светлана Петровна
Николаева Ольга Евгеньевна
Стецко Елена Владимировна
Ус Наталья Алексеевна
Тиунов Никита Алексеевич
Чахутина Светлана Владимировна
Жук Софья Глебовна
Матвеева Людмила Владиславовна
Литвинова Елена Владимировна
Глебова Светлана Анатольевна
Горкина Мария Евгеньевна.
- Войдите на сайт для отправки комментариев