Свойства воды (конспект урока ГБОУ гимназия 1583, 1 класс). Программа "Планета знаний"

Конспект  урока по теме «Вода и ее свойства».  1  класс. (7-8 лет)

Окружающий мир / Я – исследователь

 

    Тема урока: « Вода-краса природы».  (С.Т.Аксаков)

   Цели:

- формировать практические умения ставить опыты, вести наблюдения;

- опытным путем «открыть» некоторые основные свойства воды;

- учиться делать выводы по результатам своих наблюдений,

- учиться работать в группах;

- воспитывать понимание значимости воды в природе и  в жизни человека;

- формировать чувство ответственности за бережное отношение к водным богатствам нашей планеты.

 Оборудование:

Глобус, CD – проигрыватель, диски с музыкой /звуки природы/, физическая карта мира, цветной сахар, соль, сырое яйцо, детская мельница ( имитатор турбины гидроэлектростанции), шприцы без игл, соломинки для коктейля, зубочистки, металлические скрепки, емкости с водой, пипетки, сахар кусковой, жидкость для мытья посуды, мыло, перец молотый черный, гвозди, губки для мытья посуды, пластмассовые игрушки (Киндер-сюрприз), резиновые буквы, пластилин. 

Ход урока:

/Звучит музыка - звуки природы./

- Ребята, сегодня мы поговорим еще об одном веществе, без которого жизнь на нашей планете была бы невозможна. Послушайте загадку:

Я и льдинка голубая
Я и капля дождевая,

Я снежинка вырезная,

Я по травке разлита,

Догадайся, кто же Я?

- Догадались, какое вещество мы с Вами будем исследовать?

Вот перед вами глобус.

-  Кто мне скажет, что такое глобус?

- Если взглянуть на карту мира или на ее модель - глобус, мы увидим, что больше всего на них краски какого цвета?

- А что обозначает голубой цвет на глобусе?

Если мы сильно раскрутим глобус, то можем заметить, что наш глаз видит только один цвет - голубой. А  это значит, что водные просторы на поверхности нашей планеты занимают  намного больше площадь, чем суша.

Вода - одно из самых важных для человека веществ.

«Вода – основа жизни, и это знают все,

Что на планете нашей вода давно в цене».

Организм наш больше чем на ½ состоит из воды.

А кто вспомнит, в каких 3-х состояниях мы встречаемся с Водой?

 

      Жидкое  (вода)                              Твердое (лед)             Газообразное (пар)

 

- А знаете ли Вы, при какой температуре вода кипит, т.е. превращается в пар? (100гр.)

- Сейчас  мы с вами проведем один эксперимент, в ходе которого будем наблюдать «кипение» воды при комнатной температуре.

 

- Опыт №1Наберем немного воды в шприц. Зажмем большим пальцем  «носик»  шприца (перекрываем доступ воздуха). Резко вытаскиваем штырь на себя.

- Что мы с вами видим? (На стенках шприца и на поверхности воды появились пузырьки. Вода в шприце начинает бурлить, «закипать»).

( Даем ознакомительное  понятие вакуума - безвоздушного пространства. Воздух начинает поступать в воду, всасываемый вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода «кипит».)

 

- Опыт № 2.  /Групповая форма работы: Дети работают в группах-командах по 5 - 6 человек/.
А сейчас мы с вами возьмем небольшие «плошки» с водой и насыплем туда цветной сахар, который стоит на Ваших столах. (У каждой команды свой цвет сахара: желтый красный и зеленый).

- Что мы с вами видим? (Вода окрасилась в цвет сахара)

- А если мы  размешаем его  ложкой, что мы видим? (сахар растворяется - исчезает).

- Какой же мы можем сделать вывод из этого эксперимента? (Сахар растворяется в воде. И не только сахар, но и многие другие вещества. Вода хороший растворитель.)

 

- Опыт № 3.  Ребята, посмотрите, пожалуйста, на стакан с водой, который я держу в руках. Можем ли мы сказать, какого цвета вода?  (Она бесцветная).

 - А если мы опустим в стакан с водой ложку, мы ее видим? (Да.) Какое еще свойство воды мы «открыли»? (Вода прозрачная).

-  Совсем чистой воды в природе нет. Её можно получить только в лаборатории. Но такая вода не вкусна, в ней нет солей, нужных для нашего организма. Но слишком соленая вода тоже не пригодна для питья. Мы сейчас говорим с вами о морской воде. Но и у нее есть свои положительные свойства. И мы с вами, надеюсь, сейчас о них догадаемся в процессе следующего эксперимента:

 

ФИЗМИНУТКА.

 

Опыт № 4. Я беру сырое яйцо и опускаю его в емкость с водой. Что мы наблюдаем? (Яйцо тонет).

- А теперь в другую емкость с водой мы добавим несколько ложек соли, размешаем и, в полученный насыщенный соленой раствор, опустим все тоже яйцо.

- Что мы с вами видим? (Яйцо плавает).

-  Какой мы можем сделать вывод? (Соль повышает плотность воды). Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

А где мы можем в жизни использовать свойство соленой воды удерживать тела на плаву? (Во время плавания в море).  Поэтому легче учиться плавать в морской воде, чем в пресной.

        В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.

 

-  Ребята, о воде еще говорят, что она – «колыбель жизни». Действительно, все живое не может обходиться без воды. Только покоящиеся (от слова

 «покой») формы жизни - споры, семена хорошо переносят длительное обезвоживание. ( Как вы понимаете это слово?)

Растения же, как и человек при отсутствии воды могут погибнуть.

 

О своих наблюдениях за жизнедеятельностью комнатных растений расскажет Акхтар Самир.  (Индивидуальная форма работы: доклад уч-ся по итогам своих наблюдений: «Режим полива комнатных растений»).

- 2 -

 

-  Вода друг и помощник человека. Она – удобная дорога.

- А почему о воде так можно сказать? ( По морям и океанам плывут корабли). Люди издревле селились по берегам рек. Так возникали города.

- Человек научился использовать мощь и силу воды. Вода послушно вращает турбины на гидроэлектростанциях. (Наглядный опыт № 5 с детской имитацией турбины).

- Общее количество воды на Земле не меняется. С поверхности морей, океанов, рек и озер вода испаряется, а затем возвращается на землю в виде дождя или снега. Как нам уже рассказывал Самир, этот процесс носит название «Круговорот воды в природе».

Опыт № 6. Мы с вами 2 дня назад налили воду в 3 различные емкости, пометив маркером уровень воды. Давайте посмотрим и сделаем выводы об увиденном.  (Уровень воды в разных емкостях стал разный. А в блюдце она вообще «исчезла» - Испарилась. Чем больше отверстие в емкости, тем вода из нее испаряется быстрее.)

- Но чистой воды на наше планете становится все меньше и меньше. Почему, как вы думаете? ( Её загрязняют). Вывод: В воде гибнет жизнь. Воду надо беречь.

- А еще какой мы можем сделать с вами вывод, глядя на эти¸ такие разные по форме, емкости с водой? (Опыт № 7- капните с помощью пипетки каплю воды на стекло, лежащее у вас на столе. Что с каплей происходит? Она растекается).

-  Вода имеет форму? (Нет, она принимает форму той емкости, в которую ее помещают).

-  Ребята, мы с вами выдели, что некоторые предметы в воде сразу тонут, а некоторые нет. Давайте с вами, предположим, утонет ли металлическая скрепка в воде или нет? (Первоначальный ответ детей - «Да», т.к. металл тяжелее воды. Проводим опыт № 8 «а» «Что тонет, что нет»: даны пластмассовые  игрушки, резиновые буквы, металлические скрепки, гвозди, пластилин). Делаем вывод.

- Опыт № 8 «б» «Плавающая скрепка».  А теперь я разогну металлическую скрепку (у детей в каждой группе уже лежат готовые выпрямленные скрепки) и очень аккуратно постараюсь положить ее на поверхность воды. 

- Что мы видим? (Скрепка плавает. Дети пробуют проделать этот опыт самостоятельно.  Скрепка может плавать по поверхности воды благодаря особому свойству воды – поверхностному натяжению. Притяжение молекул, из которых состоит вода, создает на поверхности воды нечто вроде тонкой натянутой пленки.)

- Вы видели когда-нибудь жучков-водомерок, которые ловко скользят по водной глади, как на коньках? Им в этом помогает все тоже свойство воды - поверхностное натяжение.  А вот если мы с вами хотим, чтобы наша скрепка поплыла, ее важно опустить на воду медленно и строго горизонтально. (Вспомнили, что такое горизонт). Если скрепка входит в воду под углом или резко опускается в нее, поверхность пленки рвется, и скрепка не может удержаться на воде.   Вспоминаем,  как прыгают с вышек и «входят» в воду спортсмены. Говорим о том, что можно разбиться о воду, если упасть на ее поверхность «плашмя».

ФИЗМИНУТКА.

-Мы сегодня с вами проделали множество опытов, в результате которых узнали о разных свойствах воды. Сейчас мы проделаем еще один опыт № 9

«Разбегающиеся зубочистки». Располагаем  зубочистки личиками в миске с водой. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара.

- Что наблюдаем? (Зубочистки начинают собираться к центру). Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды.

- Что видим? (Зубочистки «разбегаются»).

Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая ее движение, перемещает зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды а, они, в свою очередь, увлекают за собой зубочистки.

Еще один небольшой опыт № 10. Я насыпаю на поверхность воды черный молотый перец. А затем ребята дотрагиваются до поверхности воды в центре емкости кусочком мыла.

- Что мы наблюдаем? (Перец «разбегается» к краям емкости). Все опыты, которые мы сегодня с вами проделали – это не фокусы. Они все основаны на определенных природных физических явлениях, которые мы будем с вами изучать.

-Вот и подходит к концу наш урок - исследование. О каких свойствах воды мы сегодня узнали?

-Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды. Вашему вниманию мы хотим представить еще один проект по теме «Одежда Древнего Египта».

- А для того, чтобы лучше закрепить полученные нами сегодня знания, я раздам  вам следующий перечень вопросов по теме «Вода».  И следующий урок мы начнем с обсуждения ваших ответов.

 

 

                                                     

        Вопросы - ситуации:

1). Куда исчезает вода из чайника, долго стоящего на плите?

2). Почему кипящий чайник свистит?

3). Почему зимой лопаются водопроводные трубы?

4). Может ли вода иметь постоянную форму?

5). Какое свойство человек использует, когда моет посуду, стирает белье?

6).  Почему сахар растворяется в чае?

7). Почему на закипающем чайнике прыгает крышка?

8). Если вода имеет вкус, о чем это говорит?

9). Если вода имеет цвет, о чем это говорит?

10). Задание для Золушки: Мачеха смешала  песок, соль и опилки. Как отделить их при помощи воды?

11). Распечатка заданий из книги А.И.Савенкова по темам: «Что тонет, что не тонет»? «Что лучше впитывает воду, что – хуже?»

 

- Вода открыла для нас с вами сегодня немало своих секретов потому, что вы были любознательны, внимательны и помогали друг другу. Если у вас появятся свои интересные вопросы,  обязательно запишите их в наших тетрадках по исследовательской деятельности,  и мы на них постараемся ответить на наших следующих уроках.

Спасибо за вашу активную помощь в наших научных открытиях.

Урок окончен.