Октябрь 2013 "Волшебные предметы" 1 класс_Горина Наталья Дмитриевна_Гимназия 3 (в Академгородке) г. Новосибирск

Деятельностный подход - это подход в организации урока, направленный на создание учителем таких условий на уроке , при которых реализуется в полной мере учебная самостоятельность детей. Учитель создает открытые учебные ситуации, в результате у детей появляется "собственное дело" , появляется настоящий познавательный интерес, желание разгадать " загадку". Организационной формой является познавательный диалог детей друг с другом и с учителем , поэтому и необходима работа в группах ( не менее 3 чел. ) кто то вступает в диалог, кто - то слушает, это не значит , что третья сторона не участвует- она слушает, и она так же необходима для диалога. В ходе обсуждения " раскрывается " все новые и новые стороны обсуждаемый " проблемы", возникают все новые и новые вопросы-( развивается детская вопросительность) не важно найдут ли дети ответы , ведь может их и не быть и вообще кто знает , что и как на cамом деле , надо понимать, что знание вещь субьективная, а вот то , что происходит в это время в голове- да!!! , это и есть познавательная деятельность. Описание урока" Волшебные предметы" Шаг 1 В начале урока на доске мы воспроизвели картину "Волшебного леса" - рисовали на прошлом уроке. Я начала рисовать на доске, при этом книги и альбомы на столах у детей закрыты. - Давайте вспомним и нарисуем то , что мы рисовали на прошлом занятии. - Волшебный лес . - дети - вы будете говорить мне что и где рисовать. ( оживились, обрадовались, согласились с удовольствием) С чего начинаем рисунок? -С линии горизонта, ответили некоторые- я удивилась,ведь это была наша третья встреча. Где ее рисуем? - на верху/ дети - вот так? Рисую ближе к середине( специально- провокация ) - нет , выше , а еще в углу наверху море/ дети - Слева наверху или справа? - справа/ дети, И так я под руководством детей нарисовала волшебный лес, когда дело коснулось забытых " деталей" : пень, зайцы, кошка, царевичи., дети, кто про них вспоминал , выходили к доске и сами рисовали в нужном месте. Когда картина на доске была завершена, оказалось, что дети запомнили все!!! (за исключением кораблей в море), теперь пришла моя очередь удивиться, а мы говорим , что память плохая?!!! Шаг 2 Посмотрите, что у меня в руке!/ держу клубок. (Можно было и загадку загадать , чтобы в ней было спрятано ключевое свойство этого предмета и по другому обыграть, было бы и интереснее и продуктивнее. ) -как вы считаете , он волшебный? / обсуждение в группах Ответы : да, нет А можно ли узнать , какой он на самом деле? Как? / обсуждение. ... Да, попросить его показать дорогу. ... Да, бросить и пойти за ним. ... Да, загадать желание. Хорошо , то есть можно провести эксперимент и проверить как на самом деле? / все согласились. (Действительно детям это было так близко и интересно, включились буквально все в обсуждение) - давайте проверим, выходит один ученик( выбираю сама, хотят все) и бросает клубок , конечно он останавливается. Шаг3 Это не волшебный клубок, давайте представим ,что у нас есть волшебный клубок и что мы оказались в дремучем лесу .(можно было закрыть всем глаза и "посмотреть " каждому свою картинку, потом обсудить увиденное в группе) - как же клубок нас выведет? Ведь нет тропинок, клубок может заблудиться , зацепиться ..? Обсуждение ... Он обвернет деревья ... Он знает, куда идти ... Если зацепиться и размотается, то потом опять станет таким , как был ... Он волшебный и покажет нам дорогу ( очень интересные реплики, есть утверждения , знает , покажет, обвернет- дети настолько уверены в нем, что приписывают ему качества людей, это обычно в этом возрасте, меня больше удивила версия про размотается и станет прежним- здесь есть над чем поразмышлЯть ) - вы говорите, он. -знает - умеет - покажет, так что он живой?!!! Обсуждение....да,( в трех группах) ..... нет, он волшебный!( одной группе) он не может быть живым, у него нет костей, крови и мяса!!!/ одна группа. ( в это время в другой группе возмущаются , даю им слово- столько эмоций , очень живенько) ..... Не у всех живых есть кровь, у червей внутри вода! / некоторые смеются ( это действительно было здорово, такие заинтересованные, стали вспоминать примеры живых без крови, мяса и костей, настоящий познавательный диалог , я просто стояла и наблюдала, все происходило само собой, дети с горящими глазами обсуждали" свое дело" ) Шаг 4 - Да, много на Земле разных загадочных живых существ, что же это за слово такое -" живые",? Я, живая? ....да!!/ хором , дети - всегда ли я была такой? .... Нет/ дети - совершенно верно, я родилась, росла, бала первоклассницей , как вы, потом выросла , повзрослела, через какое то время со старюсь , буду ходить вот так/ показываю походку старика/ смеются, и умру... Это тоже обязательно. Птичка живая? ... Да/ дети Она всегда была такой? , обсуждение ... Нет, была птенцом ...нет, была яйцом/ только в одной группе. И она будет жить вечно!!!! Нет, тоже умрет/ дети Продолжение следует...

Комментарии

Информация о пользователе.
29.11.2013 : 00.51

Наталья Дмитриевна, добрый день

В первом классе обсуждать вопросы живого\неживого\ можно не через противопоставление живой и неживой природы, а через обсуждение гораздо более продуктивной конструкции-триумвирата: живого-неживого и волшебного.

Т.е. через обсуждение странного и удивительного.

И на мой взгляд, это получается гораздо продуктивнее, эмоциональнее и гораздо более впечатляюще.

Спасибо за описание и организованный разговор с детьми. И особенно - за собственные комментарии о происходящем на уроке.