2013 г.-ноябрь_Разнообразие животных («Начальная школа XXI века»)_3 класс_Рекитянская Мария Владимировна_МОБУ лицей № 7_г.Таганрог

Деятельностный подход - это процесс учения, направленный на становление  сознания и  личности ребенка в целом. В основе такого процесса лежат три основных положения педагогической психологии и дидактики:

1.                              процесс обучения есть всегда обучение деятельности – либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на иностранном языке), либо умственным действиям. Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;

2.                              процесс учения должен быть творческим. Он должен звать ребенка из «ограниченной и уравновешенной, устоявшейся абстракции к новому, еще не оцененному»;

3.                              чтобы обеспечить самостоятельную, творческую деятельность каждого ученика, чтобы научить его умственным действиям, надо идти «снаружи», от внешних, практических, материальных действий, «внутрь», к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. 

 

Урок по окружающему миру в 3 классе
РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ

УМК «Начальная школа XXIвека»

Составила:    учитель начальных классов

МОБУ лицея № 7

          Рекитянская М.В.

Цели:

Образовательная:организовать деятельность детей по ознакомлению с понятиями фауна, одноклеточные и многоклеточные животные, позвоночные и беспозвоночные животные.

Развивающая:развивать познавательную активность детей, умение классифицировать объекты природы по выделенному признаку, делать выводы.

Воспитывающая:воспитывать коммуникативные компетенции при работе в группах, интерес к животному миру Земли, формировать ответственное и бережное отношение к окружающему миру.

 

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что знают и чего еще не знают о животном мире.

Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи представителей живой природы, классифицировать по заданному признаку.

Личностные:уважительно относиться к мнению других членов группы, формировать и отстаивать свое мнение.

Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками и с учителем, умение работать сообща (в группе).

Метапредметные:формировать у учащихся умение применять знания полученные на уроках русского языка (толковое значение слова)

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, конверты с текстами и иллюстрациями (приложение 6)  для работы в группах.

Планируемые достижения

-усвоить, что на Земле животный мир богат и разнообразен;

-распознавать и выделять группы животных по заданному признаку.

Ход урока

1 . Организационный момент

- Ребята! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы работаем в группах. Помним о правилах работы: все члены группы принимают участие в обсуждениях, отвечает кто- то один (спикер), окончание работы обозначаете поднятием вверх рук всей группы.

– Что вы ждете от сегодняшнего урока?

(узнать интересное, новое)

- Давайте подарим друг другу улыбку, хорошее настроение и постараемся сделать наш урок интересным.

 

2. Актуализация знаний

- Перед вами изображения. 

( фотографии на слайде (приложение 1): ОКУНЬ, СОВА, ДЕРЕВО, МЕДВЕДЬ, ЦВЕТОК, КОЛОКОЛЬЧИК, ОЛЕНЬ, ПЧЕЛА, ЩУКА, ДЯТЕЛ, БОЖЬЯ КОРОВКА)

-Какое из них лишнее? (колокольчик)

- Почему?  (этот предмет не относится к живой природе)

– На столе у каждой группы лежат такие же иллюстрации.

- Разделите все изображения на две группы. (Растения: дерево, цветок; животные: окунь, медведь, сова, дятел, олень, божья коровка) По щелчку мыши появляются слова: растения и животные, и изображения распределяются на две группы.

- Как называется царство растений? (флора)

-Верно. Царство Флора. И существует союзное дружественное ему царство-государство. Может кто-то знает его название? (Фауна)

-Фауна. Так называют мир животных.

– Мир животных очень разнообразен. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и невзрачных, пугливых и пугающих, ползающих и летающих – всех не перечислишь. Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воздухе в воде.

3. Целеполагание

-Кто же теперь поможет мне сформулировать тему нашего занятия?

(Дети высказывают предположения)

4. Формирование новых знаний

- Давайте вернемся к нашему слайду.

-Что  объединяет представителей флоры и фауны?

 (они рождаются, растут, размножаются, питаются, дышат и умирают)

-Верно. Это признаки живых существ.

1. «Открытие» учащимися новых знаний. Прием «Инсерт»

 - Но есть еще один важный аспект, объединяющий представителей  обоих царств. И узнать об этом аспекте вы сможете, изучив материал учебного текста, лежащего в конвертах на столах у каждой группы. Во время чтения текста на полях ставьте «+», если вам что-то уже известно из читаемого; «!», если вы узнали что-то новое, что-то вас удивило; «?», если вы что-то недопоняли, и вам хотелось бы об этом узнать поподробнее.  (приложение 2)

- Что было непонятно? Какие слова, понятия или термины требуют пояснения?

- Что в тексте подразумевается под фразой «кирпичик» в строении организма?

(клетка)

-Какое количество клеток принимает участие в строении одноклеточных организмов?

-А многоклеточных?

- Сейчас предлагаю каждой группе самостоятельно заполнить новыми понятиями пустые места в кластере (приложение 3), лежащем у вас на столах.

-Выступает та группа, которая быстрее справилась с работой. Участники остальных групп могут, при необходимости, корректировать ответ.

- Итак, что является основой строения всего живого?

(клетка) Ключевое слово «клетка»  прикрепляется на магнитную доску.

- По количеству клеток, на какие две большие группы делятся все представители царства Фауны?

(одноклеточные и многоклеточные) Ключевые слова прикрепляются на магнитную доску.

2. - Опираясь на слайд и учебный текст, среди рисунков, лежащих у вас на столе, найдите представителей класса одноклеточных.

Каждая группа прикрепляет на магнитную доску найденные изображения.

3. – У вас на столах остались изображения других представителей фауны.

- Как вы считаете, к какой группе организмов можно отнести данных представителей.

(многоклеточные)

-Предлагаю подумать, посовещаться и классифицировать эти изображения, т.е. разделить  на группы.

- Прошу представителей групп на магнитной доске продемонстрировать свою классификацию.

(Возможные варианты ответа детей: 1.по месту обитания (на суше, в воде, в воздухе); 2. по типу питания (хищники, травоядные, всеядные); 3. птицы, звери, насекомые, рыбы)

- Т.е. каждая группа выделила свой признак, и провела классификацию.

- Я классифицировала этих животных следующим образом. Внимание на слайд.

- Ваша задача: проанализировав увиденное, посовещаться, выявить тот признак, по которому была проведена классификация, и записать его в своих кластерах.

- Какая группа готова дать ответ?

(Возможные варианты ответа детей: 1.по  скелету; 2. по наличию костей в теле; 3. по строению)

- Все вы очень близки к истине. Что общего в строении тела у животных второй группы?

(позвоночник)

- Поэтому данный класс носит название «позвоночные». А животные первой группы, соответственно, не имеют  позвоночника. Поэтому носят название «беспозвоночные».

- А сейчас, воспользовавшись подсказкой из конверта (приложение 4), попробуйте  классифицировать изображения животных по выделенному нами признаку в своих кластерах.

5.Афиширование

- Чтобы  каждая из групп имела возможность представить результат своей работы на уроке, предлагаю провести жеребьевку. В результате вы вытащите листочек со словом, обозначающим вид (класс) живых организмов, о которых вам необходимо рассказать по плану (приложение 5).

- Проверяем  (выступают представители групп) 

6. Рефлексия

 

- Ребята, предлагаю по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 

1.      сегодня я узнал…

2.      было интересно…

3.      было трудно…

4.      я выполнял задания…

5.      я понял, что…

6.      теперь я могу…

7.      я почувствовал, что…

8.      я приобрел…

9.      я научился…

10.  у меня получилось …

11.  я смог…

12.  я попробую…

13.  меня удивило…

14.  урок дал мне для жизни…

15.  мне захотелось…

- Спасибо за внимание. Вы прекрасно сегодня поработали.

7. Домашнее задание

с.98-99 пересказ, т. № 70, 76

Литература

1. Н.Ф. Виноградова  «Окружающий мир, 3 класс»: учебник в 2 частях – М., Вентана - Граф, 2012г.

2. Н.Ф. Виноградова  «Окружающий мир , 3 класс», Рабочая тетрадь, № 1 и № 2– М., Вентана - Граф, 2013 г.

3. Интернет ресурсы:

 

 

ВложениеРазмер
prezentaciya_raznoobrazie_zhivotnyh.ppt1.33 МБ
prilozhenie_2.doc30 КБ
prilozhenie_3.doc23.5 КБ
prilozhenie_4.doc21.5 КБ
prilozhenie_5.doc23.5 КБ
prilozhenie_6.doc268.5 КБ

Комментарии

Информация о пользователе.
28.11.2013 : 13.03

Мария Владимировна, добрый день

Спасибо за проведенный урок и его описание. Думаю, что предложенные способы организации работы будут многим полезны.

Что пока осталось "за кадром"

Например, Вы пишите:

- Какая группа готова дать ответ?

(Возможные варианты ответа детей: 1.по  скелету; 2. по наличию костей в теле; 3. по строению)

- Все вы очень близки к истине. Что общего в строении тела у животных второй группы?

(позвоночник)

А что все же реально происходило на уроке в этот момент? Что реально ответили дети на ваш вопрос по поводу предложенной вами классификации? Как они договаривались между собой? Как согласовывали свои мнения?

И как все же у детей получилось "увидеть позвоночник"? Ведь в логике деятельностного подхода именно они должны сделать открытие того, что существуют животные позвоночные и беспозвоночные. А не просто "скелетообразные" и "мягкотелые". Хотя жуков-то не назовешь мягкотелыми...

Какие здесь возникли версии, как они обсуждались, все ли согласились, что позвоночник "важнее" костей как таковых.

Если у вас есть возможность уточнить все эти обстоятельтва - было бы очень замечательно

С уважением, А.Н. Юшков