2013 г.-ноябрь_Разнообразие животных («Начальная школа XXI века»)_3 класс_Рекитянская Мария Владимировна_МОБУ лицей № 7_г.Таганрог
Деятельностный подход - это процесс учения, направленный на становление сознания и личности ребенка в целом. В основе такого процесса лежат три основных положения педагогической психологии и дидактики:
1. процесс обучения есть всегда обучение деятельности – либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на иностранном языке), либо умственным действиям. Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;
2. процесс учения должен быть творческим. Он должен звать ребенка из «ограниченной и уравновешенной, устоявшейся абстракции к новому, еще не оцененному»;
3. чтобы обеспечить самостоятельную, творческую деятельность каждого ученика, чтобы научить его умственным действиям, надо идти «снаружи», от внешних, практических, материальных действий, «внутрь», к действиям внутренним, теоретическим, идеальным.
Урок по окружающему миру в 3 классе
РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ
УМК «Начальная школа XXIвека»
Составила: учитель начальных классов
МОБУ лицея № 7
Рекитянская М.В.
Цели:
Образовательная:организовать деятельность детей по ознакомлению с понятиями фауна, одноклеточные и многоклеточные животные, позвоночные и беспозвоночные животные.
Развивающая:развивать познавательную активность детей, умение классифицировать объекты природы по выделенному признаку, делать выводы.
Воспитывающая:воспитывать коммуникативные компетенции при работе в группах, интерес к животному миру Земли, формировать ответственное и бережное отношение к окружающему миру.
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке
Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что знают и чего еще не знают о животном мире.
Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи представителей живой природы, классифицировать по заданному признаку.
Личностные:уважительно относиться к мнению других членов группы, формировать и отстаивать свое мнение.
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками и с учителем, умение работать сообща (в группе).
Метапредметные:формировать у учащихся умение применять знания полученные на уроках русского языка (толковое значение слова)
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, конверты с текстами и иллюстрациями (приложение 6) для работы в группах.
Планируемые достижения
-усвоить, что на Земле животный мир богат и разнообразен;
-распознавать и выделять группы животных по заданному признаку.
Ход урока
1 . Организационный момент
- Ребята! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы работаем в группах. Помним о правилах работы: все члены группы принимают участие в обсуждениях, отвечает кто- то один (спикер), окончание работы обозначаете поднятием вверх рук всей группы.
– Что вы ждете от сегодняшнего урока?
(узнать интересное, новое)
- Давайте подарим друг другу улыбку, хорошее настроение и постараемся сделать наш урок интересным.
2. Актуализация знаний
- Перед вами изображения.
( фотографии на слайде (приложение 1): ОКУНЬ, СОВА, ДЕРЕВО, МЕДВЕДЬ, ЦВЕТОК, КОЛОКОЛЬЧИК, ОЛЕНЬ, ПЧЕЛА, ЩУКА, ДЯТЕЛ, БОЖЬЯ КОРОВКА)
-Какое из них лишнее? (колокольчик)
- Почему? (этот предмет не относится к живой природе)
– На столе у каждой группы лежат такие же иллюстрации.
- Разделите все изображения на две группы. (Растения: дерево, цветок; животные: окунь, медведь, сова, дятел, олень, божья коровка) По щелчку мыши появляются слова: растения и животные, и изображения распределяются на две группы.
- Как называется царство растений? (флора)
-Верно. Царство Флора. И существует союзное дружественное ему царство-государство. Может кто-то знает его название? (Фауна)
-Фауна. Так называют мир животных.
– Мир животных очень разнообразен. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и невзрачных, пугливых и пугающих, ползающих и летающих – всех не перечислишь. Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воздухе в воде.
3. Целеполагание
-Кто же теперь поможет мне сформулировать тему нашего занятия?
(Дети высказывают предположения)
4. Формирование новых знаний
- Давайте вернемся к нашему слайду.
-Что объединяет представителей флоры и фауны?
(они рождаются, растут, размножаются, питаются, дышат и умирают)
-Верно. Это признаки живых существ.
1. «Открытие» учащимися новых знаний. Прием «Инсерт»
- Но есть еще один важный аспект, объединяющий представителей обоих царств. И узнать об этом аспекте вы сможете, изучив материал учебного текста, лежащего в конвертах на столах у каждой группы. Во время чтения текста на полях ставьте «+», если вам что-то уже известно из читаемого; «!», если вы узнали что-то новое, что-то вас удивило; «?», если вы что-то недопоняли, и вам хотелось бы об этом узнать поподробнее. (приложение 2)
- Что было непонятно? Какие слова, понятия или термины требуют пояснения?
- Что в тексте подразумевается под фразой «кирпичик» в строении организма?
(клетка)
-Какое количество клеток принимает участие в строении одноклеточных организмов?
-А многоклеточных?
- Сейчас предлагаю каждой группе самостоятельно заполнить новыми понятиями пустые места в кластере (приложение 3), лежащем у вас на столах.
-Выступает та группа, которая быстрее справилась с работой. Участники остальных групп могут, при необходимости, корректировать ответ.
- Итак, что является основой строения всего живого?
(клетка) Ключевое слово «клетка» прикрепляется на магнитную доску.
- По количеству клеток, на какие две большие группы делятся все представители царства Фауны?
(одноклеточные и многоклеточные) Ключевые слова прикрепляются на магнитную доску.
2. - Опираясь на слайд и учебный текст, среди рисунков, лежащих у вас на столе, найдите представителей класса одноклеточных.
Каждая группа прикрепляет на магнитную доску найденные изображения.
3. – У вас на столах остались изображения других представителей фауны.
- Как вы считаете, к какой группе организмов можно отнести данных представителей.
(многоклеточные)
-Предлагаю подумать, посовещаться и классифицировать эти изображения, т.е. разделить на группы.
- Прошу представителей групп на магнитной доске продемонстрировать свою классификацию.
(Возможные варианты ответа детей: 1.по месту обитания (на суше, в воде, в воздухе); 2. по типу питания (хищники, травоядные, всеядные); 3. птицы, звери, насекомые, рыбы)
- Т.е. каждая группа выделила свой признак, и провела классификацию.
- Я классифицировала этих животных следующим образом. Внимание на слайд.
- Ваша задача: проанализировав увиденное, посовещаться, выявить тот признак, по которому была проведена классификация, и записать его в своих кластерах.
- Какая группа готова дать ответ?
(Возможные варианты ответа детей: 1.по скелету; 2. по наличию костей в теле; 3. по строению)
- Все вы очень близки к истине. Что общего в строении тела у животных второй группы?
(позвоночник)
- Поэтому данный класс носит название «позвоночные». А животные первой группы, соответственно, не имеют позвоночника. Поэтому носят название «беспозвоночные».
- А сейчас, воспользовавшись подсказкой из конверта (приложение 4), попробуйте классифицировать изображения животных по выделенному нами признаку в своих кластерах.
5.Афиширование
- Чтобы каждая из групп имела возможность представить результат своей работы на уроке, предлагаю провести жеребьевку. В результате вы вытащите листочек со словом, обозначающим вид (класс) живых организмов, о которых вам необходимо рассказать по плану (приложение 5).
- Проверяем (выступают представители групп)
6. Рефлексия
- Ребята, предлагаю по кругу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
- Спасибо за внимание. Вы прекрасно сегодня поработали.
7. Домашнее задание
с.98-99 пересказ, т. № 70, 76
Литература
1. Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир, 3 класс»: учебник в 2 частях – М., Вентана - Граф, 2012г.
2. Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир , 3 класс», Рабочая тетрадь, № 1 и № 2– М., Вентана - Граф, 2013 г.
3. Интернет ресурсы:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_raznoobrazie_zhivotnyh.ppt | 1.33 МБ |
prilozhenie_2.doc | 30 КБ |
prilozhenie_3.doc | 23.5 КБ |
prilozhenie_4.doc | 21.5 КБ |
prilozhenie_5.doc | 23.5 КБ |
prilozhenie_6.doc | 268.5 КБ |
Комментарии
Мария Владимировна, добрый день
Спасибо за проведенный урок и его описание. Думаю, что предложенные способы организации работы будут многим полезны.
Что пока осталось "за кадром"
Например, Вы пишите:
- Какая группа готова дать ответ?
(Возможные варианты ответа детей: 1.по скелету; 2. по наличию костей в теле; 3. по строению)
- Все вы очень близки к истине. Что общего в строении тела у животных второй группы?
(позвоночник)
А что все же реально происходило на уроке в этот момент? Что реально ответили дети на ваш вопрос по поводу предложенной вами классификации? Как они договаривались между собой? Как согласовывали свои мнения?
И как все же у детей получилось "увидеть позвоночник"? Ведь в логике деятельностного подхода именно они должны сделать открытие того, что существуют животные позвоночные и беспозвоночные. А не просто "скелетообразные" и "мягкотелые". Хотя жуков-то не назовешь мягкотелыми...
Какие здесь возникли версии, как они обсуждались, все ли согласились, что позвоночник "важнее" костей как таковых.
Если у вас есть возможность уточнить все эти обстоятельтва - было бы очень замечательно
С уважением, А.Н. Юшков