Урок по теме «Автотрофное питание. Фотосинтез»

Предлагаю вниманию коллег разработку урока учителя биологии лицея № 43 г. Саранска Аржановой Валентины Ивановны.

ВложениеРазмер
arzhanova_v._i.doc4.92 МБ

Комментарии

Информация о пользователе.
28.11.2013 : 23.30

Спасибо за размещенный материал.

В качестве "контекстного комментария" я обращу ваше внимание на идею проблемной ситуации.

Существуют разные определения проблемных ситуаций (задач). Эти разные определения фиксируют разные стороны проблемных ситуаций. Понятно, что ориентируясь на то или иное определение, педагог начинает в соответствии с ним и организовывать свою практику.

Вот весьма часто используемое определение проблемной ситуации.

Проблемная ситуация – это осознание (например, у школьника), возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности – в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности.

В данном определении проблемная ситуация обсуждается как дефицит способов и средств для решения поставленной задачи, сформулированного вопроса.

Что это означает на практике?

На практике это означает, что каждая новая тема учебника может быть с легкостью определена как проблемная ситуация (задача).

«Что такое – словосочетание?», «Кто такие пресмыкающиеся?», «Что такое причастие?», «Как решить квадратное уравнение?», «Как найти площадь прямоугольника?» и т.д. и т.д. Все эти новые темы для школьников являются с точки зрения данного определения – проблемными, потому что у школьников нет ответов на эти вопросы, нет способов и средств для ответа на эти вопросы. Вот, например, вопрос с урока по химии, обозначенный как проблемный: "Нужно ли человеку знать о жесткости воды?»

В чем педагогический недостаток всех этих вопросов? В том, что «простое» отсутствие способов и средств сразу же закрывает желание учащихся отвечать на эти вопросы. Ученики говорят: «Мы не знаем, как ответить на этот вопрос». Призывы взрослого «подумать, проявить смекалку и т.д.» ни к чему не приводят. У школьников нет возможности «зацепиться» мыслью за сформулированный вопрос, нет возможности «увидеть себя в нем». И поэтому происходит отказ от работы. В этом смысле – «простой дефицит» способов и средств для решения поставленной взрослым задачи не обеспечивает включенность учащихся в работу.  

***

Для того, что бы привлечь учащихся к попыткам решить проблемную задачу, требуется, чтобы эти задачи отвечали еще одному условию. Необходимо, чтобы в задачах было задано смысловое\логическое противоречие, в котором сопрягаются известные школьникам знания и новый материал, предлагаемый к изучению; сопрягаются известные способы решения задач и новые, предлагаемые к освоению (например, школьникам предлагается измерить периметр спортивного зала при помощи спичечного коробка при условии, что длина стороны коробка известна).

Именно через сопряжение, противопоставление, обнаружение смысловых коллизий, через когнитивный диссонанс (Фестингер) учащиеся и понимают проблемную задачу и принимают ее, оформляя для самих себя проблемную ситуацию.

Еще раз повторюсь, в сформулированном в задаче противоречии сопрягаются известное и неизвестное. В сформулированном противоречии более-менее очевидным образом сталкивается имеющийся опыт учащихся и новые обстоятельства, где этого опыта оказывается недостаточно. Но что важно, имеющийся опыт может быть преобразован, дополнен, уточнен самими школьниками. При этом это и есть решение проблемной задачи.

Внешне проблемная задача может быть похожа на задачи, которые школьники уже умеют решать. Но в ней «что-то не так, как обычно». Имеющихся способов и средств недостаточно, хотя и кажется, что они могут быть применены для решения новой задачи. И нужно еще понять, что в этой задаче не так. Понять, в чем проблема. Выстроить для себя проблемную ситуацию. Попасть в нее. Принять ее. И решить. 

В этом смысле определение проблемной ситуации может звучать следующим образом.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.