Тема 5 задание 2

Преподаю окр. мир в 4 классе, все же посмотрела учебник 3 кл. Поглазова О.Т." Окружающий мир " 2 часть. К своему удивлению не обнаружила ландшафтных рисунков , но в учебнике помещены фотографии различных экосистем, но они не могут являться альтернативой ландшафтным рисункам, т .к. На них не могут быть запечатлены то многообразие животных , да и растений конечно, и грибов заселяющих данный биоценоз, т .е. Возможность стать наблюдателем и исследователем ( точка наблюдения) не может быть реализована . Нельзя на фотографии увидеть видовое разнообразие биоценоза ( отсутствует чувственная абстракция) и зритель не может увидеть систему взаимоотношений между организмами и их взаимоотношения с окружающей средой. Как могут дети построить тропические цепи , экологические пирамиды, не представлЯя и не видя всей картинки одновременно, на фото невозможно это запечатлеть!!!
Проанализирую ландшафтный рисунок из учебника 4 кл. "Окружающий мир" 1 часть Ивенкова Г. Г. , Потапов И. В.
Стр. 60-" луг".
Изучение объектов ( животного или растения) в масштабе и пространстве( биоценозе) в какой то степени возможно, позиция наблюдателя- исследователя создается, но... животные представлены настолько скудно , а некоторые представители требуют пояснения, например лисица обыкновенная не является типичным представителем этого сообщества , она "забрела" вслед за добычей( так это и нарисовано) - действительно эта ситуация чувственно выстрагивает для зрителя систему взаимоотношений между организмами. Одновременно можно увидеть и крота, поедающего дождевого червя, личинок майского жука , корни растений. , на заднем плане на траве птицы: перепел, ушастая сова, коростель, тоже требуются комментарии учителя. ( чувственная абстракция: в реальности такого не увидишь ) что касается категории масштаба , он сомнительный. Например, коростель на переднем плане в 2 раза ниже ежи сборной нарисованной как бы вдалеке- это странно. Лиса бежит за мышкой прямо по дорожке? ! Очень мало насекомых луга- кузнечики, навозные жуки, кладки яиц на листьях...зато есть что исследовать, дополнить, обсудить, дорисовать, исправить.
Вывод: надо рисовать ландшафтные рисунки обязательно каждому ребенку , в процессе рисования включаются вся сенсорика, ребенок отдается воспоминаниями , даже можно предложить закрыть глаза и " послушать" луг. В процессе рисования каждый раз ребенок будет замечать все новые и новые особенности внешнего строения объекта , задавать вопросы почему именно так он устроен ( не все, но найдутся и такие) , в перспективе позиция наблюдателя - исследователя возможно перерастет в позицию исследователя - экспериментатора.