Конспект урока по математике 6 класс к 350-летию города, Россеева Е.В.. МБОУ"Лицей" №55

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЛИЦЕЙ №55»

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

 МАТЕМАТИКА + КРАЕВЕДЕНИЕ

«НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»

6 КЛАСС

 

 

 

Россеева Елена Витальевна,

учитель математики

высшей категории

 

 

 

ПЕНЗА 2013

 

 

Содержание:

  1. Цели
  2. Основная часть
  3. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Цели:

1. Формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую информацию.

 

2. Привить интерес к достопримечательностям и истории родного края.

 

3. Развитие математической логики и мышления.

 

4. Воспитывать целеустремленность, организованность, ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

Учитель:сегодняшний урок математики будет связан с историей Пензенского края. С помощью математики мы узнаем, каким был наш город, кто жил и кто прославлял его (приложение 1, слайд 1).

Наш урок – это путешествие на машине времени (слайд 2).

 

2. ХОД УРОКА

 

1 ЭТАП

Запускаем машину времени (слайд 3).

Учитель: Мы попали в тот век, когда была основана Пенза, когда наш город оборонял Русь от кочевников, когда была занята отрядами Степана Разина и сожжена ногайцами. Давайте узнаем, что это за век и для этого выполним задание.

Найти значение выражения: (слайд 4)

Учитель: Да, это был 17 век. Но, наверно, всем интересно, узнать точную дату основания города Пенза. Выполним задание и получим числа, которые будут являться ответом. Задание выполним по рядам (слайд 5).

3 мая 1663 года на реку Пенза с сотней казаков – черкас прибыл Ю. Е. Котранский, где и основал новый город. Вместе с ним в новый пункт прибыл О.И Зумеровский, под руководством которого за несколько месяцев был срублен деревянный кремль (слайд 6).

Продолжим наше путешествие и отправляемся уже в 18 век (слайд 7).

 

2 ЭТАП

С начала 18 века развивается торговля, ежегодно проводятся две ярмарки. Пенза становится крупным и очень красивым городом (слайд 8).

 

(слайд 9). Задача: в Пензе было открыто одинаковое количество лютеранских церквей, костелов и мечетей. Их общее количество меньше количества открытых православных церквей на 23  и больше количества монастырей на 1. Всего зданий 31. Сколько зданий каждого виды было в Пензе в 18 веке? (слайд 9).

Ответ: 2 монастыря, 26 православных церквей, 1 лютеранская церковь, 1 костел, 1 мечеть.

К концу 18 века Пенза была объявлена губернским городом. Выполнив задание, мы узнаем, в каком году произошло это событие (слайд 10).

1796 год

Продолжаем наше путешествие, и впереди у нас 19 век (слайд 11).

 

 

3 ЭТАП

 

(слайд 12). Ускоренный рост Пензы наблюдается в 60-х годах 19 века. Город Пенза расширяется на север, северо-запад и в заречную часть. Особое влияние на развитие города повлияло проведение железных дорог. По рекам Сура и Пенза купцы вывозили в другие губернии рожь, ячмень, просо и гречиху, а обратно – промышленные товары (слайд 13).

В связи с развитием торговли и промышленности в городе Пенза был учреждении частный банк, авансировавший промышленность (слайд 14).

(слайд 15). В каком году был открыт банк, если считать, что если бы банк действовал и сейчас, то ему было бы 141 год меньше, чем Пензе.

(350-141=159 (лет), 2013-159=1844 (год)).

Цифры, приведенные в «Памятной книжке Пензенской губернии» дают сведения, что во второй половине 19 века в городе было 318 каменных и 3360 деревянных лавок. Самыми большими предприятиями считались писчебумажная, мебельная и спичечная фабрики, четыре лесопилки (слайд 16).

(слайд 17). Задача: спичечная фабрика была основана на 8 лет позже писчебумажной. В 2000 году писчебумажной фабрике исполнилось 150 лет. В каких годах были основаны обе фабрики?

В конце 19 века в городе Пензе начал массово развиваться общественный транспорт. Первым общественным транспортом был омнибус (слайд 18). Движение открылось в декабре 1883 года. Стоимость проезда от одной остановки составляла  от стоимости проезда сейчас (14 рублей). Какова была стоимость проезда на омнибусе? (слайд 19).

Запускаем машину времени и отправляемся в 20 век (слайд 20).

 

 

 

4 ЭТАП

(слайд 21). В начале 20 века в городе насчитывалось 5 библиотек, десять больниц, 3 аптеки и несколько десятков учебных заведений разного профиля. Рисовальная школа славилась хорошей картинной галереей и библиотекой. Их передал школе губернатор Н. Селиверстов.

 На его же деньги в городском сквере был открыт памятник поэту. Вопрос, какому поэту был открыт памятник? (слайд 22).

Пензенская губерния просуществовала до 1928 года, когда город преобразовали в окружной центр средневолжского края. Позднее была образована Пензенская область.

(слайд 23). Задача: в каком году была образована Пензенская область, если это событие произошло через 276 лет со дня основания Пензы.

(1663+276=1939)

Вечной славой покрыли себя жители Пензы во время ВОВ. Стремительный боевой путь прошла сформированная из пензенцев 354 мотострелковая Краснознаменная дивизия. В победоносном мае 1945 года среди сотен надписей на стене Рейхстага были слова… Давайте  выполним задание и узнаем, какие это слова (слайд 24, слайд 25 фото).

 

У нас остается совсем немного времени, и мы отправляемся в современную Пензу (слайд 26).

 

5 ЭТАП

 

(Слайд 27).Современная Пенза – крупный промышленный  и культурный центр. Здесь расположено множество культурных и образовательных учреждений, а так же предприятий различных отраслей промышленности.

Как известно, Пенза расположена на холмах. И нам предстоит решить задачу: (слайд 28) разница между самой высокой и самой низкой точкой Пензенской области 146 метров, это число меньше средней высоты над уровнем моря на 28 метров. Разница между средней высотой и самой низкой точкой составляет 40 метров.  Найти среднюю высоту, самой высокой точки и самой низкой.

( Средняя высота – 174 м

Наивысшая точка (Боевая гора) – 280 м

Самая низкая точка – 134 м)

(слайд 29). В Пензе насчитывается 10 площадей, а проспектов в 5 раз меньше. Набережных на одну больше, чем проспектов.

Улиц и переулков – 570, и переулков в 19 раз больше, чем проспектов. А улиц больше, чем проездов на 141. Сколько улиц каждого вида а Пензе?

(площадей 10, проспектов 2, набережных 3, улиц 532, переулков 38, проездов 391).

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, что вам оно понравилось. И проверим полученные знания с помощью кроссворда (слайд 30).

 

По горизонтали: 3. Знаки, которые ставятся тогда, когда нужно изменить порядок действий. 4. Одна из точек, расположенных на координатном луче, имеющая большую координату. 8. Выдающийся советский математик, который в шестилетнем возрасте заметил, что 12 = 1, 22 = 1 + 3, 32 = 1 + 3 + 5, 42 = 1 + 3 + 5 + 7 и т. д. 9. Числа, которые перемножают. 10. Единица измерения отрезков учащимися в тетради. 13. Основная единица массы. 14. Неограниченная геометрическая фигура, которая не имеет краёв.

 

По вертикали:1. Необходимая часть текста задачи. 2. Единица измерения объёма жидкости, которая используется в Англии и США (4л.). 5. Прямоугольник, у которого все стороны равны. 6. Одно из измерений прямоугольного параллелепипеда. 7. Число, которое иногда получается при делении. 11. Число, которое делят. 12. Отрезок, соединяющий вершины треугольника.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

  1. http://www.penza-trade.ru/penza-history.htm
  2. http://www.penza-gorod.ru/doc1-9.html
  3. http://g-penza.ru/istorija-penzy.html
  4. https://sites.google.com/site/penzakotoroinet
  5. http://penza-inf.narod.ru/inf-30.html
  6. http://ru.wikipedia.org
  7. http://festival.1september.ru/articles/412386/

Комментарии

Комментарии

Информация о пользователе.
23.03.2014 : 09.45

Очень интересная разработка. Интеграция с историей, географией Пензенской области - направление, требующее развития. Такой урок - путь к успеху в создании учебно-познавательной мотивации. Спасибо за доклад.

Информация о пользователе.
31.03.2014 : 20.21

Спасибо за отзыв. Надеюсь на сотрудничество.