Конспект урока по математике 6 класс к 350-летию города, Россеева Е.В.. МБОУ"Лицей" №55
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №55»
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
МАТЕМАТИКА + КРАЕВЕДЕНИЕ
«НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»
6 КЛАСС
Россеева Елена Витальевна,
учитель математики
высшей категории
ПЕНЗА 2013
Содержание:
- Цели
- Основная часть
- Список литературы
Цели:
1. Формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую информацию.
2. Привить интерес к достопримечательностям и истории родного края.
3. Развитие математической логики и мышления.
4. Воспитывать целеустремленность, организованность, ответственность.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель:сегодняшний урок математики будет связан с историей Пензенского края. С помощью математики мы узнаем, каким был наш город, кто жил и кто прославлял его (приложение 1, слайд 1).
Наш урок – это путешествие на машине времени (слайд 2).
2. ХОД УРОКА
1 ЭТАП
Запускаем машину времени (слайд 3).
Учитель: Мы попали в тот век, когда была основана Пенза, когда наш город оборонял Русь от кочевников, когда была занята отрядами Степана Разина и сожжена ногайцами. Давайте узнаем, что это за век и для этого выполним задание.
Найти значение выражения: (слайд 4)
Учитель: Да, это был 17 век. Но, наверно, всем интересно, узнать точную дату основания города Пенза. Выполним задание и получим числа, которые будут являться ответом. Задание выполним по рядам (слайд 5).
3 мая 1663 года на реку Пенза с сотней казаков – черкас прибыл Ю. Е. Котранский, где и основал новый город. Вместе с ним в новый пункт прибыл О.И Зумеровский, под руководством которого за несколько месяцев был срублен деревянный кремль (слайд 6).
Продолжим наше путешествие и отправляемся уже в 18 век (слайд 7).
2 ЭТАП
С начала 18 века развивается торговля, ежегодно проводятся две ярмарки. Пенза становится крупным и очень красивым городом (слайд 8).
(слайд 9). Задача: в Пензе было открыто одинаковое количество лютеранских церквей, костелов и мечетей. Их общее количество меньше количества открытых православных церквей на 23 и больше количества монастырей на 1. Всего зданий 31. Сколько зданий каждого виды было в Пензе в 18 веке? (слайд 9).
Ответ: 2 монастыря, 26 православных церквей, 1 лютеранская церковь, 1 костел, 1 мечеть.
К концу 18 века Пенза была объявлена губернским городом. Выполнив задание, мы узнаем, в каком году произошло это событие (слайд 10).
1796 год
Продолжаем наше путешествие, и впереди у нас 19 век (слайд 11).
3 ЭТАП
(слайд 12). Ускоренный рост Пензы наблюдается в 60-х годах 19 века. Город Пенза расширяется на север, северо-запад и в заречную часть. Особое влияние на развитие города повлияло проведение железных дорог. По рекам Сура и Пенза купцы вывозили в другие губернии рожь, ячмень, просо и гречиху, а обратно – промышленные товары (слайд 13).
В связи с развитием торговли и промышленности в городе Пенза был учреждении частный банк, авансировавший промышленность (слайд 14).
(слайд 15). В каком году был открыт банк, если считать, что если бы банк действовал и сейчас, то ему было бы 141 год меньше, чем Пензе.
(350-141=159 (лет), 2013-159=1844 (год)).
Цифры, приведенные в «Памятной книжке Пензенской губернии» дают сведения, что во второй половине 19 века в городе было 318 каменных и 3360 деревянных лавок. Самыми большими предприятиями считались писчебумажная, мебельная и спичечная фабрики, четыре лесопилки (слайд 16).
(слайд 17). Задача: спичечная фабрика была основана на 8 лет позже писчебумажной. В 2000 году писчебумажной фабрике исполнилось 150 лет. В каких годах были основаны обе фабрики?
В конце 19 века в городе Пензе начал массово развиваться общественный транспорт. Первым общественным транспортом был омнибус (слайд 18). Движение открылось в декабре 1883 года. Стоимость проезда от одной остановки составляла от стоимости проезда сейчас (14 рублей). Какова была стоимость проезда на омнибусе? (слайд 19).
Запускаем машину времени и отправляемся в 20 век (слайд 20).
4 ЭТАП
(слайд 21). В начале 20 века в городе насчитывалось 5 библиотек, десять больниц, 3 аптеки и несколько десятков учебных заведений разного профиля. Рисовальная школа славилась хорошей картинной галереей и библиотекой. Их передал школе губернатор Н. Селиверстов.
На его же деньги в городском сквере был открыт памятник поэту. Вопрос, какому поэту был открыт памятник? (слайд 22).
Пензенская губерния просуществовала до 1928 года, когда город преобразовали в окружной центр средневолжского края. Позднее была образована Пензенская область.
(слайд 23). Задача: в каком году была образована Пензенская область, если это событие произошло через 276 лет со дня основания Пензы.
(1663+276=1939)
Вечной славой покрыли себя жители Пензы во время ВОВ. Стремительный боевой путь прошла сформированная из пензенцев 354 мотострелковая Краснознаменная дивизия. В победоносном мае 1945 года среди сотен надписей на стене Рейхстага были слова… Давайте выполним задание и узнаем, какие это слова (слайд 24, слайд 25 фото).
У нас остается совсем немного времени, и мы отправляемся в современную Пензу (слайд 26).
5 ЭТАП
(Слайд 27).Современная Пенза – крупный промышленный и культурный центр. Здесь расположено множество культурных и образовательных учреждений, а так же предприятий различных отраслей промышленности.
Как известно, Пенза расположена на холмах. И нам предстоит решить задачу: (слайд 28) разница между самой высокой и самой низкой точкой Пензенской области 146 метров, это число меньше средней высоты над уровнем моря на 28 метров. Разница между средней высотой и самой низкой точкой составляет 40 метров. Найти среднюю высоту, самой высокой точки и самой низкой.
( Средняя высота – 174 м
Наивысшая точка (Боевая гора) – 280 м
Самая низкая точка – 134 м)
(слайд 29). В Пензе насчитывается 10 площадей, а проспектов в 5 раз меньше. Набережных на одну больше, чем проспектов.
Улиц и переулков – 570, и переулков в 19 раз больше, чем проспектов. А улиц больше, чем проездов на 141. Сколько улиц каждого вида а Пензе?
(площадей 10, проспектов 2, набережных 3, улиц 532, переулков 38, проездов 391).
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь, что вам оно понравилось. И проверим полученные знания с помощью кроссворда (слайд 30).
По горизонтали: 3. Знаки, которые ставятся тогда, когда нужно изменить порядок действий. 4. Одна из точек, расположенных на координатном луче, имеющая большую координату. 8. Выдающийся советский математик, который в шестилетнем возрасте заметил, что 12 = 1, 22 = 1 + 3, 32 = 1 + 3 + 5, 42 = 1 + 3 + 5 + 7 и т. д. 9. Числа, которые перемножают. 10. Единица измерения отрезков учащимися в тетради. 13. Основная единица массы. 14. Неограниченная геометрическая фигура, которая не имеет краёв.
По вертикали:1. Необходимая часть текста задачи. 2. Единица измерения объёма жидкости, которая используется в Англии и США (4л.). 5. Прямоугольник, у которого все стороны равны. 6. Одно из измерений прямоугольного параллелепипеда. 7. Число, которое иногда получается при делении. 11. Число, которое делят. 12. Отрезок, соединяющий вершины треугольника.
ЛИТЕРАТУРА
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Комментарии
Очень интересная разработка. Интеграция с историей, географией Пензенской области - направление, требующее развития. Такой урок - путь к успеху в создании учебно-познавательной мотивации. Спасибо за доклад.
Спасибо за отзыв. Надеюсь на сотрудничество.