Комментарии / Наталья Решетова
Текст комментария | Дата | Размещен в |
Осмысливая все предлагаемые в статье ответы на вопрос «Какой должна быть школа в эпоху «нано»?», понимаем, что все они глубоко взаимосвязаны, являются взаимодополняющими и взаимопроникающими элементами идеальной модели современной школы.
Сегодня уже очевиден тот факт, что школе пора становиться открытой системой, активно взаимодействующей с социумом, особенно с представителями науки, производственниками, внедряющими на практике научные достижения. Только так можно достичь тех результатов образования, которые ожидают от школы общество и государство (ФГОС-2). Ещё одно необходимое для этого условие – возвышение каждого учителя над своим предметом, выход за узкие рамки предметного содержания и овладение межпредметными и междисциплинарными подходами в реализации школьной программы. Это возможно осуществить только в командной деятельности педагогов. Сложность состоит в том, чтобы включить в эту работу не маленькую группу энтузиастов, а большинство учителей.
Полностью согласны с тем, что первоочередная задача учителя сегодня – зародить, вовремя увидеть и развить индивидуальный познавательный интерес ребенка, создать условия для удовлетворения его индивидуальных познавательных потребностей и учиться и развиваться вместе с ним. В условиях массовой школы реализовать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка сложно. Большинство школ говорит об индивидуальном сопровождений детей, которых причислили к группе талантливых или одаренных. На сегодня это, как правило, дети, наделенные природными способностями, обладающие хорошей памятью, ответственно выполняющие домашние задания, внимательные на уроках. Их личностные характеристики хорошо сочетаются с условиями классно-урочной системы. Давно не секрет, что большинство по-настоящему одаренных детей остаются без внимания учителей, потому что «неудобны» на уроках. Им нужен индивидуальный подход, свой режим работы и т.д. Такие дети «раскрываются» в проектной деятельности, практико-ориентированных работах, заданиях, требующих нестандартных решений.
Эти идеи педагоги нашего лицея стараются воплотить в своей деятельности. Накапливается опыт формирования лицейского образовательного сообщества, в которое входят заинтересованные в сотрудничестве организации, предприятия, специалисты (ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», ЦМСЧ-91, ТИ НИЯУ МИФИ, МЧС, юристы, психологи, предприниматели и др.). Взаимодействие осуществляется в нескольких направлениях: сопровождение исследовательской деятельности учащихся, профориентационная работа, реализация социальных проектов и инициатив, материальная поддержка. Формы взаимодействия – организация выездных школ, Дней науки, Дней профессий, Дней межпредметных погружений, совместные социально-значимые акции и т.д.
Увеличивается доля внеаудиторных и внеурочных занятий в учебном времени детей за счет проведения образовательных путешествий, лабораторных и практических работ, исследовательской практики, выполнения учебных проектов. В 1-6 классах ведется междисциплинарное обучение. Функционирует нанолаборатория.
Одно из преимуществ, позволяющих эффективно осуществлять эту деятельность – включение в нее всех без исключения педагогов коллектива лицея, их восприимчивость к идеям «новой школы».
| 09.11.2013 22.02 | 1. Какой быть школе в эпоху нано-технологий… |
МБОУ «Лицей», город Лесной
Подпрограмма «Карьера молодых» реализуется системно. Учащиеся физико-математического и химико-биологического профилей поступают в вузы в соответствии с профилем в 92% случаев. Более 30% выпускников 2012-2013 учебного года стали студентами ведущих вузов Москвы и Санкт-Петербурга. Учащиеся лицея – активные участники и победители олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций регионального, всероссийского, международного уровней. Ежегодно 6-7 учащихся 9-11 классов становятся стипендиатами главы ГО «Город Лесной» за достижения в области образования. Одна из основных задач – индивидуализация обучения, выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов. В текущем учебном году уже более 130 учащихся лицея (1-11 классы) занимаются исследовательской деятельностью или работают над индивидуальными проектами.
Реализуется подпрограмма «Образовательные программы и технологии нового поколения». Проводится мониторинг качества обучения, используются методические разработки «Школьной Лиги Роснано», в нанолаборатории проводятся занятия естественнонаучных дисциплин, в том числе интегрированные. В рамках Дней науки реализуется технология межпредметных погружений. Педагогами лицея освоены и внедряются кейс-технологии. Кейсовые задания разрабатываются совместно со специалистами ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор». В начальной школе преподается курс «Зеленые страницы». В 1-6 классах ведется курс междисциплинарного обучения.
Подпрограмма «Бизнес и образование» реализуется в форме разработки кейсовых заданий, организации образовательных путешествий на производство и в организации города. Социальными партнерами выступают ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», ЦМСЧ-91, Сбербанк, ЖКХ, предприниматели города. Осуществляется тесное сотрудничество с ТИ НИЯУ МИФИ, через привлечение студентов к работе со школьниками, посещение учебных лабораторий института, участие в отраслевой физико-математической олимпиаде, посещение лекций приезжающих ученых и специалистов.
Подпрограмма «Конкурсы, олимпиады, игры, дистанционное образование для школьников» реализуется через широкое участие обучающихся в олимпиадном движении. В 2012-2013 учебном году на 560 учащихся лицея пришлось 718 фактов участия (77 победителей и призеров) в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях различных уровней (от муниципального до международного). Игры «Детективное агентство» и «Нановенчур» популярны у учащихся лицея и проводились для учащихся школ города.
Подпрограмма «Каникулярная школа «Наноград» дала лицею не только возможность участия детей, но и неоценимый опыт организации и проведения. По примеру Школьной Лиги лицей уже дважды выступил организатором подобных выездных каникулярных физико-математических школ для старшеклассников города Лесного (март 2013г., октябрь 2013г.). Этот проект осуществляется при финансовой поддержке ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» (программа «Энергия будущего»), администрации города и родителей учащихся. Проводятся выездные каникулярные школы в течение 5-ти каникулярных дней на базе загородного санатория «Солнышко». Производственные задания для учащихся разрабатываются совместно со специалистами ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор». Направления исследований – физика, химия, экология, информатика.
Уже разработана 3-х дневная программа выездной естественнонаучной школы для учащихся 3-4 классов «Магия открытий», которая будет осуществлена в марте или апреле за счет средств муниципального бюджета и родителей учащихся.
Подпрограмма «Федеральное сетевое образовательное сообщество» реализуется в ОУ. Более 90 лицеистов и педагогов зарегистрированы на портале лиги и используют информационные ресурсы.
Подпрограмма «Дистанционное образование, конференции и повышение квалификации для педагогов» реализуется в школе. Педагоги участвуют в конференциях и проектировочных семинарах, в работе лабораторий. 5 педагогов в текущем учебном году проходят дистанционное повышение квалификации.
Подпрограмма «Медиа-поддержка»реализуется в ОУ. Лицеисты и педагоги активно используют медиаресурсы Школьной Лиги в образовательном процессе.
Подпрограмма «Издательско-исследовательская деятельность» реализуется в в форме издания методических пособий, разработанных педагогами лицея. Например, сборник текстов и заданий для учебно-исследовательской практики учащихся 10-х классов; методические материалы для организации коллективных учебных проектов учащихся 8-х, 9-х классов и др.
| 08.11.2013 18.43 | 2. Программа Школьной лиги РОСНАНО на 2012-2015 гг. |