Комментарии / Леонид Илюшин

Текст комментарияДатаРазмещен в
Впечатления дня: белка перед дверями Гимназии 3 урок-эксперимент по физике выступление профессора НГУ перед школьниками Технопарк копченая севрюга, продаваемая на улице 10.10.2011 20.31Стажировка в Новосибирске
Полностью поддерживая инициативу ВЦИОМа в плане интереса к представлениям наших сограждан об устройстве мира, которые должны быть усвоены ещё в рамках обычной школьной программы, хотел бы задать несколько вопросов-рассуждений:Почему именно такой «набор» вопросов? Полезнее было бы взять, к примеру, и создать вопросы, напрямую совпадающие со школьными «дидактическими единицами» системного (обще-понятийного) плана. Из числа тех, которые точно должны были быть раскрыты в соответствующих разделах и главах учебников. Своего рода ЕГЭ, но для взрослых, на т.н. «остаточные знания-представления». Во всяком случае, задачка представляется интересной для того, чтобы организовать такое исследование, вполне репрезентативное среди студентов 3-4 курсов гуманитарных дисциплин и … их преподавателей. Чтобы разницу поколений почувствовать.Некоторые вопросы некорректны по формулировке. Про природу радиации, например. Сама радиация — физическое явление, разумеется, происходящее, независимо от воли человека. Но радиация, как последствие ядерного взрыва, например, или работы атомной станции — прямое следствие человеческих действий. Вопрос про движение материков тоже явно неудачен. А вопрос про происхождение человека и вовсе сталкивает два мировоззрения — естественно-научное (теория Дарвина) и религиозное.А как обстоит дело в других странах? Проводились ли там аналогичные опросы? Что об устройстве человека и Вселенной, скажем, думают китайцы и финны, у которых очень высокие показатели по школьной образованности в области естественных наук? В целом, даже на очень маленькой и не совсем корректной подборке вопросов исследование демонстрирует главный тренд отечественного школьного образования: «размывание» общей научной картины мира в головах наших современников. Может быть, причина в недостатке хорошо написанных научно-популярных книг, фильмов, теле-передач? И в этом тоже, по-видимому, но главная причина, думается, в другом: современная жизнь не требует актуализации этих знаний-представлений. «Полу-научная» и «науко-образная» реклама и так отвечает на все вопросы, масс-медиа захлёбываются от желания показать очередные необъяснимые «чудеса», а пресловутая схема «крекинга нефти» вспоминается как пример «школьного химического ужаса»... 11.02.2011 11.41Треть россиян сочли Солнце спутником Земли