Комментарии / Михаил Эпштейн

Текст комментарияДатаРазмещен в
Мне все же предстаявляется что проекты - это не тоже самое, что исследования. Скорее - это тема лаборатории "про исследования". Но вопрос Людмилы Михайловны - по темы исследований - и правда весьма актуальный! Может быть этот разговор стоит вести именно в рамках лаборатории "Учебные исследования в подростковой и старшей школе"? В качестве возможной рекомендации могу предложить обратиться за возможными темами исследований "вокруг нано", на сайт nanometer.ru http://www.nanometer.ru/all_list.html?F[category]=115 28.01.2013 17.00Тематика научно-исследовательских проектов
14.10. Последний день стажировки. Мы уже подвели некоторые итоги. Несколько позже сформулируем их и письменно. А сейчас мы в Лицее на Донском. Пытаемся понять как исследовательскую деятельность школьников сделать системообразующим фактором жизни современной школы. 14.10.2011 14.50Стажировка в Москве
А еще 11.10 в фирме ЦПТ (там где наши коллеги работали с Femtoscanом) вместе с нами работали коллеги из НАНО-ТВ. Сегодня они приезжают в лабораторию Института Биологии Гена. Спасибо коллегам за информационную поддержку!!! 14.10.2011 14.42Стажировка в Москве
Некоторые размышления и наблюдения по следам посещения школы «Лига Школ» (директор С.А.Бебчук) Сразу замечу – все что будет ниже - это мои собственные размышления и ощущения – м .б. даже в действительности многое и не так, но мне так увиделось. Буду благодарен, если коллеги меня опровергнут, вступив в обсуждение предложенных мною тем. Конечно же, хотелось бы по-подробнее посидеть в школе, посмотреть, поговорить с учителями, с детьми, дабы понять педагогический феномен этой школы. Но нельзя объять необъятное, а главное – коллеги приглашают в гости, партнерствовать, будут рады друзьям, готовы вместе размышлять над происходящим. А поразмышлять – в том числе в контексте задач Школьной Лиги РОснано – на мой взгляд, есть о чем. Предложу, как минимум, три направления осмысления этого опыта… 1. Весьма интересен, на мой взгляд, на мой взгляд, опыт учителей школы, в выстраивании работы учеников с первоисточниками – в различны смыслах этого слова: это и исследование живой природы в ходе путешествия в Крыму, и участие в экспериментах и опытах по физике «вперед» систематического курса по физике, и обсуждение с ребятами настоящих (еще не разгаданных) проблем науки, и работа с оригиналами текстов, а не с учебником как единственным текстом, или уж тогда с несколькими учебниками как с источниками, а не единственным «светочем» знании… Коллеги считают, что так воспитывается умение (и любовь к) мыслить, работать с источниками, исследования … И, похоже что и правда, здесь может срабатывать подростковое желание ЧЕГО-ТО НАСТОЯЩЕГО. И тут предлагают разговор о настоящей жизни, науке, а не разжеванное знание, в котором все уже открыто… Можно (и нужно) сказать – «ну, они работают с отобранными детьми». Это так. Но. Многие школы отбирают детей, но многие так работают? Феномен «отобранных детей» нужно обязательно осмыслять – каких, как и зачем отбирают, и что с ними и как потом делают, и что в итоге получается… И еще один вопрос. А пробовали ли и с неотобранными детьми начать говорить о «настоящем», включать их в реальные исследования, увозить в путешествия, где заниматься реальными исследования … М.б. и у них тогда бы «включилась» мотивация и они стали бы как «как отобранные». Вопрос. 2. Конечно, очень важно осмыслять тот опыт создания «атмосферы», уклада жизни, который есть в этой маленькой школе. Подозреваю что он «воспитывает и обучает» в этой школе не меньше чем, поставленные в расписание уроки (если не больше). Думаю, что именно благодаря этой атмосфере работают и столько мужчин, реальных ученых. Уж точно они здесь не только ради денег (как я понимаю, прикидывая бюджет государственной школы, в которой всего 60 учеников, деньги они получают относительно смешные). Но вот работают же. Что могут сделать (изменить) у себя школы Лиги, чтобы у них тоже работало столько ТАКИХ мужчин? 3. Да, конечно, «Лига школы» - СОВСЕМ НЕ ТАКАЯ школа как иные. Но и школа 548,где директором Е.Л.Рачевский – тоже НЕ СОВСЕМ ТАКАЯ… Что, в том числе, их объединяет? Позиция директора, которую очень четко высказывали и Рачевский, и Бебчук (что любопытно – не сговариваясь, но местами буквально дословно одинаково) , в ответ на высказывания учителей – «нам не дают, на нас давят, нам никто не позволит и пр. (когда обсуждались многие «странные неклассноурочные инициативы» этих школ. Оба директора государственных школ говорили – по закону об образовании Школа определяет свою образовательную программу, учебники, и пр. Все поползновения чиновников и проверяльщиков нужно «отбивать» своей четкой и грамотной позицией. И тогда они, в основном, отстают. Да, конечно, и Бебчук, и Рачевский заработали свой авторитет в иные, более вольные и демократичные времена, но все же, все же, все же… 13.10.2011 17.05Стажировка в Москве
День третий. Опять начался с пробки. Группы, которые работают в лабораториях (в ЦПТ с наномикроскопами и и в ИБГ по биологии) уехали по своим рабочим местам с опозданием. Но по вчерашнему опыту это не мешает им получать свое удовольствие от очень интересной, насыщенной, перспективной работы. Надеюсь, что они как-то все же доберутся до интернета и оставят свои впечатления. Устно они рассказывают очень интересно!!!! Третья группа (завучи и пр.) на базе школы №548 продолжили обсуждение проектной деятельности и портфолио. Зацепились пока за орг. вопросы - часы, согласование содердательнйо работы с ФГОС, примерными программами, сложившейся практики проверки школы и пр. Все очень важно для понимания - как ЭТО можно организовать в гос школе. Один из выводов - коллеги, будьте грамотны с точки зрения образовательных законов-документов, и будьте смелы в общении с разнообразными "начальниками-проверяльщиками". Они оччень часто не правы с точки зрения закона и ведут себя как бандиты на улице - если видят "слабака" - бьют, если понимают, что может быть отдача - отступают. Ничего не поделаешь - такова вокруг нас жизнь. 12.10.2011 11.07Стажировка в Москве
вопрос - "...а не используем ли мы этот проект для воплощения в жизнь тех идей и желаний о чем мы думали в нашем детстве, не пытаемся ли мы получить то, чего не доставало нам?... ". - одновременно и философский и весьма практический. Отвечу вопросом на вопрос. Насколько возможно перепрыгнуть в "современное будущее" не прожив,не прочувстовав, не получив опыт в " нормальном прошлом"? Если нам всем (или очень многим) так многого не доставало, и этого же не достает сегодняшним детям, то м.б. имеет смысл сначала найти способ восстановить тот опыт, который не был получен, а потом уже "прыгать в будущее? Или найти возможность "встроить" это "не дополученное" в уже современную деятельность? Примеры: - если ребенок в детстве не наигрался, то сколько не втягивай его во "взрослую жизнь", он все будет играть и играть... - вряд ли юноша сможет успешно и осознанно выбрать себе профессию из огромного перечня возможного , если он в детствте не имел опыта свободного выбора своего занятия... 12.10.2011 10.28Стажировка в Петербурге
прошу прощения... хочу уточнить... не было ли у вас разговора с коллегами - готовы ли они с педагогами вместе подумать о разнообразии своего "арсенала" программ - чтобы кроме экскурсий появились еще и более "активные" формы вовлечения ребят в мир современных технологий? 12.10.2011 00.33Стажировка в Казани
Темп стажировки велик. Поэтому надеюсь что коллеги вечеро напишут о занятиях в Институте Биологии Гена и в ЦПТ. А сейчас (14.30) мы все вместе (все три группы) собрались в центре "Технологии обучения", работающим в том числе с детьми с особенностями здоровья. Идет рассказ о технологии дистанциоонного обучения разработанного в рамках проекта i-shkola. 11.10.2011 14.52Стажировка в Москве
Формулируем "что же у нас было" в ходе работы вокруг проектов Нам было предложено позиционировать проектную деятельность, как механизм развития универсальных учебных действий у детей (метапредметный блок ФГОС). Представлен и обсужден инструментарий (технология) подготовки ребят (да и учителей) к проектной работе. Обсуждались варианты введения проектов в ткань классно-урочной системы, и работы с проектами вне нее. Проект как инструментарий мотивация детей к ... деятельности, в частности учебной. ПРедложены варианты оценки проектной деятельности с различных позиций. Проект как средство определения более дальней перспективы собственной жизни. На подходе к формулированию проблемы проекта полезно разделять: ситуацию факт проблему задачу решение 11.10.2011 12.42Стажировка в Москве
Второй день. Начался с технических сложностей. Мы разбились на три группы. Одна - осталась в школе и обсуждает вопросы Организации проектной работы в школе. Две другие поехали в Московский университет для работы на микроскопом Femtoscan и в Институт Биологии Гена. Москва оказалсь непростой с логистической точки зрения. Часть народа потерялась. Но нашлась! В итоге обе группы опаздали на места стажировок. Переживаем - успееют ли они сделать то, что было запланировано руководителями стажировок - С.Смирновым и А.Лопатиной. Вернее - понятно, не успеют. Будем надеяться что в следующие два дня мы сможем сделать корректировки на московские расстояния, пробки и пр. и успевать будем вовремя. В школе 548 третья группа занята поиском ответов на вопросы: - всем ли детям нужны проекты, - зачем работать над проектом в группе, - как помочь детям снова (как это у них было в дошкольном детстве) научиться в ситуации "нееопределенности" выбирать себе интересное занятие, - что помогает воспитывать в участнике проектный метод, - и вообще зачем в школе нужен проект. Ведет разговор зам.директора центра образования "Царицыно" А.В.Иванов. 11.10.2011 11.38Стажировка в Москве
Е.Л.Рачевский: Главная проблема современной школы: Дидактика средней (подростковой) школы ничем не отличается от начально-школьной. А дети-то отличаются!!!!!!! Пора признать, что лозунг «Советское образование – лучшее в мире» - это миф! Непьющие родители начинают осознавать, что сегодня на рынке труда хороший инженер на рынке труда обладает большими шансами, чем адвокат, экономист.. (правда это речь идет о Москве – М.Э.) 10.10.2011 16.28Стажировка в Москве
Слушаем директора школы Е.Л.Рачевского Три критерия оценки качества работы школы по Е.Рачевскому 1. Дети в школу хотят ходить 2. Родители своего ребенка в школу хотят отдать 3. Учителя из школы не хотят уходить на другие места работы 10.10.2011 15.52Стажировка в Москве
Добрый день, коллеги! Вчера в воскресенье в Москву приехали представители трех школ, из участвующих в стажировке, сегодня, в ближайшее время, подъедут еще учителя из двух пензенских школ и мы начинаем стажировку. Живем мы на замечтальной загородной базе центра образования №548 в г. Видное (30 минут на автобусе до ближайшего московского метро) и через полчаса на автобусе же поедем в школу - где и начнем работу. Интересной, содержательной, плодотворной работы всем нам! 10.10.2011 08.23Стажировка в Москве
Вероятно - это погрешности фотографии и зимнего времени :-) Мансардные помещения на самом деле не очень темные. Там окон достаточно. Но то что они внешне не слишком уютные - это факт. Но собственно именно их то мы в первую очередь и будем обживать общими усилиями, придумывая нашим "городским районам" дизайн-оформление - так чтоб это было и уютно и современно. Уже сейчас мы думаем (ищем) дизайнерские идеи и какие-то оригинальные материалы, с помощью которых это множно сделать. Идеи принимаются и приветствуются. 20.04.2011 19.03Летняя школа готова к приему?