Мне все же предстаявляется что проекты - это не тоже самое, что исследования.
Скорее - это тема лаборатории "про исследования".
Но вопрос Людмилы Михайловны - по темы исследований - и правда весьма актуальный!
Может быть этот разговор стоит вести именно в рамках лаборатории
"Учебные исследования в подростковой и старшей школе"?
В качестве возможной рекомендации
могу предложить обратиться за возможными темами исследований "вокруг нано",
на сайт nanometer.ru
http://www.nanometer.ru/all_list.html?F[category]=115
| 28.01.2013 17.00 | Тематика научно-исследовательских проектов |
14.10. Последний день стажировки. Мы уже подвели некоторые итоги. Несколько позже сформулируем их и письменно.
А сейчас мы в Лицее на Донском. Пытаемся понять как исследовательскую деятельность школьников сделать системообразующим фактором жизни современной школы.
| 14.10.2011 14.50 | Стажировка в Москве |
А еще 11.10 в фирме ЦПТ (там где наши коллеги работали с Femtoscanом) вместе с нами работали коллеги из НАНО-ТВ.
Сегодня они приезжают в лабораторию Института Биологии Гена.
Спасибо коллегам за информационную поддержку!!!
| 14.10.2011 14.42 | Стажировка в Москве |
Некоторые размышления и наблюдения по следам посещения школы «Лига Школ» (директор С.А.Бебчук)
Сразу замечу – все что будет ниже - это мои собственные размышления и ощущения – м .б. даже в действительности многое и не так, но мне так увиделось. Буду благодарен, если коллеги меня опровергнут, вступив в обсуждение предложенных мною тем.
Конечно же, хотелось бы по-подробнее посидеть в школе, посмотреть, поговорить с учителями, с детьми, дабы понять педагогический феномен этой школы.
Но нельзя объять необъятное, а главное – коллеги приглашают в гости, партнерствовать, будут рады друзьям, готовы вместе размышлять над происходящим.
А поразмышлять – в том числе в контексте задач Школьной Лиги РОснано – на мой взгляд, есть о чем.
Предложу, как минимум, три направления осмысления этого опыта…
1. Весьма интересен, на мой взгляд, на мой взгляд, опыт учителей школы, в выстраивании работы учеников с первоисточниками – в различны смыслах этого слова: это и исследование живой природы в ходе путешествия в Крыму, и участие в экспериментах и опытах по физике «вперед» систематического курса по физике, и обсуждение с ребятами настоящих (еще не разгаданных) проблем науки, и работа с оригиналами текстов, а не с учебником как единственным текстом, или уж тогда с несколькими учебниками как с источниками, а не единственным «светочем» знании…
Коллеги считают, что так воспитывается умение (и любовь к) мыслить, работать с источниками, исследования …
И, похоже что и правда, здесь может срабатывать подростковое желание ЧЕГО-ТО НАСТОЯЩЕГО. И тут предлагают разговор о настоящей жизни, науке, а не разжеванное знание, в котором все уже открыто…
Можно (и нужно) сказать – «ну, они работают с отобранными детьми». Это так.
Но. Многие школы отбирают детей, но многие так работают? Феномен «отобранных детей» нужно обязательно осмыслять – каких, как и зачем отбирают, и что с ними и как потом делают, и что в итоге получается…
И еще один вопрос. А пробовали ли и с неотобранными детьми начать говорить о «настоящем», включать их в реальные исследования, увозить в путешествия, где заниматься реальными исследования … М.б. и у них тогда бы «включилась» мотивация и они стали бы как «как отобранные». Вопрос.
2. Конечно, очень важно осмыслять тот опыт создания «атмосферы», уклада жизни, который есть в этой маленькой школе. Подозреваю что он «воспитывает и обучает» в этой школе не меньше чем, поставленные в расписание уроки (если не больше). Думаю, что именно благодаря этой атмосфере работают и столько мужчин, реальных ученых. Уж точно они здесь не только ради денег (как я понимаю, прикидывая бюджет государственной школы, в которой всего 60 учеников, деньги они получают относительно смешные). Но вот работают же. Что могут сделать (изменить) у себя школы Лиги, чтобы у них тоже работало столько ТАКИХ мужчин?
3. Да, конечно, «Лига школы» - СОВСЕМ НЕ ТАКАЯ школа как иные. Но и школа 548,где директором Е.Л.Рачевский – тоже НЕ СОВСЕМ ТАКАЯ… Что, в том числе, их объединяет? Позиция директора, которую очень четко высказывали и Рачевский, и Бебчук (что любопытно – не сговариваясь, но местами буквально дословно одинаково) , в ответ на высказывания учителей – «нам не дают, на нас давят, нам никто не позволит и пр. (когда обсуждались многие «странные неклассноурочные инициативы» этих школ. Оба директора государственных школ говорили – по закону об образовании Школа определяет свою образовательную программу, учебники, и пр. Все поползновения чиновников и проверяльщиков нужно «отбивать» своей четкой и грамотной позицией. И тогда они, в основном, отстают.
Да, конечно, и Бебчук, и Рачевский заработали свой авторитет в иные, более вольные и демократичные времена, но все же, все же, все же…
| 13.10.2011 17.05 | Стажировка в Москве |
День третий. Опять начался с пробки. Группы, которые работают в лабораториях (в ЦПТ с наномикроскопами и и в ИБГ по биологии) уехали по своим рабочим местам с опозданием. Но по вчерашнему опыту это не мешает им получать свое удовольствие от очень интересной, насыщенной, перспективной работы.
Надеюсь, что они как-то все же доберутся до интернета и оставят свои впечатления. Устно они рассказывают очень интересно!!!!
Третья группа (завучи и пр.) на базе школы №548 продолжили обсуждение проектной деятельности и портфолио.
Зацепились пока за орг. вопросы - часы, согласование содердательнйо работы с ФГОС, примерными программами, сложившейся практики проверки школы и пр. Все очень важно для понимания - как ЭТО можно организовать в гос школе.
Один из выводов - коллеги, будьте грамотны с точки зрения образовательных законов-документов, и будьте смелы в общении с разнообразными "начальниками-проверяльщиками". Они оччень часто не правы с точки зрения закона и ведут себя как бандиты на улице - если видят "слабака" - бьют, если понимают, что может быть отдача - отступают.
Ничего не поделаешь - такова вокруг нас жизнь.
| 12.10.2011 11.07 | Стажировка в Москве |
вопрос -
"...а не используем ли мы этот проект для воплощения в жизнь тех идей и желаний о чем мы думали в нашем детстве, не пытаемся ли мы получить то, чего не доставало нам?... ".
- одновременно и философский и весьма практический.
Отвечу вопросом на вопрос.
Насколько возможно перепрыгнуть в "современное будущее" не прожив,не прочувстовав, не получив опыт в " нормальном прошлом"?
Если нам всем (или очень многим) так многого не доставало, и этого же не достает сегодняшним детям, то м.б. имеет смысл сначала найти способ восстановить тот опыт, который не был получен, а потом уже "прыгать в будущее?
Или найти возможность "встроить" это "не дополученное" в уже современную деятельность?
Примеры:
- если ребенок в детстве не наигрался, то сколько не втягивай его во "взрослую жизнь", он все будет играть и играть...
- вряд ли юноша сможет успешно и осознанно выбрать себе профессию из огромного перечня возможного , если он в детствте не имел опыта свободного выбора своего занятия...
| 12.10.2011 10.28 | Стажировка в Петербурге |
прошу прощения... хочу уточнить...
не было ли у вас разговора с коллегами - готовы ли они с педагогами вместе подумать о разнообразии своего "арсенала" программ - чтобы кроме экскурсий появились еще и более "активные" формы вовлечения ребят в мир современных технологий?
| 12.10.2011 00.33 | Стажировка в Казани |
Темп стажировки велик. Поэтому надеюсь что коллеги вечеро напишут о занятиях в Институте Биологии Гена и в ЦПТ.
А сейчас (14.30) мы все вместе (все три группы) собрались в центре "Технологии обучения", работающим в том числе с детьми с особенностями здоровья. Идет рассказ о технологии дистанциоонного обучения разработанного в рамках проекта i-shkola.
| 11.10.2011 14.52 | Стажировка в Москве |
Формулируем "что же у нас было" в ходе работы вокруг проектов
Нам было предложено позиционировать проектную деятельность, как механизм развития универсальных учебных действий у детей (метапредметный блок ФГОС).
Представлен и обсужден инструментарий (технология) подготовки ребят (да и учителей) к проектной работе.
Обсуждались варианты введения проектов в ткань классно-урочной системы, и работы с проектами вне нее.
Проект как инструментарий мотивация детей к ... деятельности, в частности учебной.
ПРедложены варианты оценки проектной деятельности с различных позиций.
Проект как средство определения более дальней перспективы собственной жизни.
На подходе к формулированию проблемы проекта полезно разделять:
ситуацию
факт
проблему
задачу
решение | 11.10.2011 12.42 | Стажировка в Москве |
Второй день. Начался с технических сложностей.
Мы разбились на три группы. Одна - осталась в школе и обсуждает вопросы Организации проектной работы в школе. Две другие поехали в Московский университет для работы на микроскопом Femtoscan и в Институт Биологии Гена.
Москва оказалсь непростой с логистической точки зрения. Часть народа потерялась. Но нашлась! В итоге обе группы опаздали на места стажировок.
Переживаем - успееют ли они сделать то, что было запланировано руководителями стажировок - С.Смирновым и А.Лопатиной. Вернее - понятно, не успеют.
Будем надеяться что в следующие два дня мы сможем сделать корректировки на московские расстояния, пробки и пр. и успевать будем вовремя.
В школе 548 третья группа занята поиском ответов на вопросы:
- всем ли детям нужны проекты,
- зачем работать над проектом в группе,
- как помочь детям снова (как это у них было в дошкольном детстве) научиться в ситуации "нееопределенности" выбирать себе интересное занятие,
- что помогает воспитывать в участнике проектный метод,
- и вообще зачем в школе нужен проект.
Ведет разговор зам.директора центра образования "Царицыно" А.В.Иванов.
| 11.10.2011 11.38 | Стажировка в Москве |
Е.Л.Рачевский:
Главная проблема современной школы:
Дидактика средней (подростковой) школы ничем не отличается от начально-школьной.
А дети-то отличаются!!!!!!!
Пора признать, что лозунг «Советское образование – лучшее в мире» - это миф!
Непьющие родители начинают осознавать, что сегодня на рынке труда хороший инженер на рынке труда обладает большими шансами, чем адвокат, экономист..
(правда это речь идет о Москве – М.Э.)
| 10.10.2011 16.28 | Стажировка в Москве |
Слушаем директора школы Е.Л.Рачевского
Три критерия оценки качества работы школы по Е.Рачевскому
1. Дети в школу хотят ходить
2. Родители своего ребенка в школу хотят отдать
3. Учителя из школы не хотят уходить на другие места работы
| 10.10.2011 15.52 | Стажировка в Москве |
Добрый день, коллеги!
Вчера в воскресенье в Москву приехали представители трех школ, из участвующих в стажировке, сегодня, в ближайшее время, подъедут еще учителя из двух пензенских школ и мы начинаем стажировку.
Живем мы на замечтальной загородной базе центра образования №548 в г. Видное (30 минут на автобусе до ближайшего московского метро) и через полчаса на автобусе же поедем в школу - где и начнем работу.
Интересной, содержательной, плодотворной работы всем нам!
| 10.10.2011 08.23 | Стажировка в Москве |
Вероятно - это погрешности фотографии и зимнего времени :-)
Мансардные помещения на самом деле не очень темные. Там окон достаточно.
Но то что они внешне не слишком уютные - это факт.
Но собственно именно их то мы в первую очередь и будем обживать общими усилиями, придумывая нашим "городским районам" дизайн-оформление - так чтоб это было и уютно и современно.
Уже сейчас мы думаем (ищем) дизайнерские идеи и какие-то оригинальные материалы, с помощью которых это множно сделать. Идеи принимаются и приветствуются.
| 20.04.2011 19.03 | Летняя школа готова к приему? |