Комментарии / Наталия Маренюк
Текст комментария | Дата | Размещен в |
Задание к модулю № 3.
Пользуясь предложенной технологией «9 шагов», осуществите диагностику сути проблемы ребенка и разработайте шаги программы сопровождения.
Свои ответы на задания к этому модулю Вы по-прежнему можете:
а) разместить в комментариях - так с ними могут ознакомиться и обсудить все слушатели, или
б) выслать по электронной почте на адрес mev1001@mail.ru, указав в теме письма свою фамилию и "Дистанционный курс"
Ответы на задания к модулю №3
Технология индивидуального сопровождения «9 шагов»
1. Анализ заявки
У кого проблема? Ученик 2 класса мальчик по имени Владлен, проблемы носят стойкий характер
Кто просит о помощи? Классный руководитель
2. Инвентаризация проблем (составление списка всех проблем, выявленных у сопровождаемого) Трудности в учебе. Проблемы в дисциплине. Не может соблюдать правила поведения на уроках и переменах. При недостатке контроля может пренебрегать своими обязанностями
3. Иерархия проблем
4. Локализация проблем (определение мест, где проблемы проявляются)
Проблемы дисциплины проявляются на уроках, переменах, во внеурочной деятельности, в общении с одноклассниками
5. Настройка на нужную волну помощи (выбор подхода, соответствующего возрасту и инд. особенностям сопровождаемого)
Реализация программы «Дисциплина»
6. Разведка ситуации в семье
Воспитывается в полной семье. Родители уверены, что хорошо знают своего ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Со стороны матери повышенные ожидания на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему. Мать по отношению к сыну проявляет гиперопеку, наряду с попустительством: позволяет ему делать все, что он хочет, пишет в тетрадях за него домашние задания. Отец придерживается авторитарного стиля воспитания, может проявлять агрессию к своим близким.
7. Разработка плана действий
№
Мероприятия
Участники
Сроки
1
Собеседование с классными руководителями, заполнение диагностической карты класса «Выявление поля проблем»
Психолог
2.
Наблюдения на уроке и на перемене
Психолог, социальный педагог
3.
Анализ классных журналов
Психолог, социальный педагог
Ноябрь
3.
Индивидуальные консультации с родителями
Психолог, социальный педагог, классный руководитель
8. Мониторинг, оценка результативности
Заполнение карты индивидуального сопровождения. Уже через два месяца были значительные изменения в дисциплине: мальчик старался соблюдать общепринятые правила поведения в школе
Выводы, рекомендации Развитие коммуникативных навыков, профилактика агрессивного поведения, активизации позитивных факторов развития
| 04.12.2013 10.57 | 3. Индивидуальное сопровождение ребенка |
1. Опросник для самопроверки знаний (по материалам модуля)
1. Раскройте педагогическую сущность понятия «сопровождение»
«Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора…» (Казакова Е.И.).
2. Каковы основные принципы ППМС-сопровождения?
Основные принципы сопровождения:
• «Всегда на стороне ребенка!».
• Непрерывность сопровождения.
• Комплексный подход.
• Мультидисциплинарнсть.
Концептуальной основой деятельности центра является педагогика успеха
3. Выделите основные направления работы ППМС-центра
Основные направления работы ППМС-центра:
• Помощь в выборе образовательного маршрута и профиля обучения. Сопровождение на
этапе профессионального самоопределения.
• Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.
• Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами. Сопровождение
социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение
учащихся «группыриска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.• «Здоровье и здоровый образжизни».
• Интегрированное обучение (сопровождение учащихся с проблемами в развитии)
4. В чем сущность уровневой модели сопровождения?
Уровневаямодель ППМС-сопровождения.
Работа центра/службы сопровождения носит характер командного взаимодействия: принцип
мультидисциплинарности сочетается с принципом комплексного подхода к проблеме в развитии
ребенка. Наряду с диагностикой, коррекцией и консультированием важным направлением в
работе центра является проектирование условий профилактики проблем у учащихся.
Работа в команде предполагает:
• совместный анализ проблемы ребенка (разными специалистами центра во взаимодействии с
учениками, родителями и учителями) и совместную разработку программы индивидуального
сопровождения;
• сотрудничество, взаимопонимание, взаимопомощь и взаимозаменяемость (в необходимых
случаях);
• открытость профессиональных идей, взаимное информирование и совместное планирование
5. Каковы основные этапы (шаги) индивидуального сопровождения ребенка? Детальный анализ проблемы, сбор информации позволяют разработать программу
индивидуального сопровождения, включающую планирование конкретных шагов,
направленных на оказание помощи ребенку в решении проблемы.
Помощь ребенку в преодолении различного рода проблем оказывается на трех уровнях:
1 уровень - помощь со стороны ближайшего окружения ребенка
(родители, родственники и друзья), помощь в классе
(одноклассники, учителя, классный руководитель);
2 уровень – внутришкольный центр/служба сопровождения (специалист по
сопровождению);
3 уровень – специалисты других организаций и служб города .
Сотрудники центра/службы сопровождения, оказывая помощь на втором уровне, сотрудничают
с различными организациями и службами города в необходимых случаях
6. Назовите основные методы ППМС-сопровождения
Основные методы сопровождения:
- диагностический,
- информационный,
- проектировочный,
- консультативный.
Участниками процесса индивидуального сопровождения выступают: сопровождающий,
сопровождаемый и его ближайшее окружение.
7. Назовите два основных вида программ ППМС-сопровождения
| 04.12.2013 10.55 | 1. Концептуальные основы построения системы психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе |