Комментарии / Сабина Мягдеева

Текст комментарияДатаРазмещен в
Мой комментарий к занятию по курсу "Загадки природы" О жизни крокодилов Стецко Е. В._МАОУ лицей № 28_г.Таганрог Хочу выразить огромную благодарность Елене Владимировне за разработку занятия и презентации, которыми я воспользовалась в своей работе. Загадки природы Тема: «О жизни крокодилов» У. Сегодня мы будем с вами исследователями-путешественниками. Давайте сначала по желанию разделимся на 4 группы, чтобы работать было удобно. Гладко ли у Вас проходит деление на группы по желанию? Дети рассаживаются так, чтобы было равное количество учащихся в каждой группе. У. Чтобы узнать, куда мы с вами отправимся, предлагаю каждой группе выполнить задание. Перед вами разрезанные слова. Соберите слово и назовите ответ. Уточните, пожалуйста, каким образом разрезаны слова (по слогам…)? Эффективная форма работы – материал не даётся в готовом виде, а через решение ребуса и проблемную ситуацию, что развивает умение извлекать информацию из схем, иллюстраций. Дети собирают и называют слова. Iгруппа – Африка (1 слайд) IIгруппа - Южная Азия (2 слайд) IIIгруппа - Австралия (3 слайд) IVгруппа - Америка (4 слайд) Затем появляются все 4 картинки на одном слайде (5 слайд) У. – Что общего на всех картинках? Д.- На всех картинках мы видим реки. У. Как вы думаете, каких обитателей этих мест мы можем встретить, путешествуя на этих материках? О ком мы будем говорить? Дети предполагают, дают ответы (рыбки, птицы и т.д.) У. Я предлагаю вам прочитать загадку, обсудить в своих группах и назвать обитателя этих континентов. Эффективная форма организации работы с детьми: через разгадывание загадки развивается умение анализировать, обобщать и классифицировать по признакам материал. Хищник спрятался в воде. Встанешь близко – быть беде: Быстрый следует бросок, Валит жертву на песок. Трудно вырваться из пасти, Тащит в воду, рвёт на части. Прячет мясо глубже в ил. Та группа, которая первая справилась с заданием, даёт ответ. У. Верно. Этот хищник - … (КРОКОДИЛ). (6 слайд) - Что вы узнали о крокодилах из загадки? Д. – Они живут в воде. - А я думаю, что они и на сушу выбираются. - Крокодилы быстро нападают на жертву, из его пасти трудно вырваться. - Значит, у него большая пасть и много крепких зубов. - Большую жертву он сначала тащит в воду и рвет на куски. - А может быть крокодил делает запасы, пряча мясо в ил. У. Ребята, вы правы. Послушайте еще информацию о крокодилах. Учитель даёт краткую информацию в таком объёме, чтобы у ребят возникли вопросы. Крокодилы относятся к большой группе животных, которые называются «пресмыкающиеся». Они являются холоднокровными существами. А еще говорят, что крокодилы – хладнокровные охотники. Крокодилы глотают камни. У крокодилов есть особая перегородка, отделяющая дыхательное горло от пасти. Текст разбивается на 4 части и раздается в группы. В группах ребята читают и составляют вопросы, которые они могли бы задать крокодилам. У. А сейчас я предлагаю ваши вопросы передать по часовой стрелке другой группе. И другая группа попробует дать ответ, представив себя в роли крокодила. Вопрос:А почему вас относят к «пресмыкающимся»? Ответ:А мы при передвижении касаемся земли. Тело у нас вытянуто. Оно покрыто чешуйками. Вопрос:А что значит холоднокровные животные? А холоднокровные и хладнокровные – это одно и то же? Ответ: А нам всё время холодно. Если нам холодно – мы греемся на солнце, если – жарко охлаждаемся в воде. Холоднокровные и хладнокровные, наверное, одно и то же. У. А как думают остальные? У детей этот вопрос вызвал затруднение и мы обратились к словарю синонимов. Хладнокровный – равнодушный, бесчувственный, бездушный, бесстрастный. Вопрос:А зачем вы глотаете камни? От голода? Ответ:Нет, не от голода. Камни тяжелые и помогают нам оставаться под водой. Вопрос:А зачем вам перегородка, отделяющая горло от пасти? Ответ:Чтобы не захлебнуться под водой и спокойно проглотить рыбку. Собственные идеи: на данном этапе я попросила детей придумать свои вопросы, которые они бы задали крокодилу. Сколько лет ты живёшь? Как выглядит самый большой крокодил? А самый маленький? Почему ты откладываешь яйца? Сколько в мире разновидностей крокодилов? Сколько у тебя зубов? Почему тебя назвали «крокодилом»? Как ты дышишь под водой? Какого цвета у тебя глаза? Можешь ли ты прыгать, бегать? У. Послушайте, ребята, у нас есть еще информация о крокодилах. Продолжительность жизни крокодилов составляет более 50 лет. Голова, спина, живот покрыты костяными чешуйками, под ними находится твердые костяные пластинки, образующие панцирь. Он очень прочный и его не пробьет и пуля. Крокодилы обладают хорошим зрением, как днем, так и ночью. У крокодилов сильный мускулистый хвост, которым отбивается от врагов. На суше крокодил двигается медленно, ползком, но в случае опасности может бежать со скоростью 10 км/ч. На ногах у него острые когти, которыми пользуется когда роет норы или вылезает на берег из воды. Собственные идеи: здесь я предлагаю посмотреть видео о том, как вылупляются крокодильчики (видео вызывает более сильные эмоции, чем рассказ) http://vk.com/video57156459_165088106 Самка откладывает до 40 штук яиц, зарывая на берегу в песок. Яйца по величине, как гусиные. Самка в течение 3-х месяцев охраняет гнездо от врагов. Когда подходит время появиться на свет, крокодильчики издают квакающие звуки. Самка разрывает песок, крокодильчики сами выбираются из яиц. Если что-то не получается, то самка берет яйцо в рот и раздавливает скорлупу. Затем самка в своей пасти перетаскивает детенышей в « детский сад» на мелководье. Маленькие крокодильчики следуют всюду за матерью, взобравшись к ней на голову или на спину. Эта информация побуждает ребят задавать различные вопросы на уточнение, понимание, углубление знаний. Например: Сколько зубов у крокодила? Долго ли он может обходиться без пищи? Можно дома завести крокодильчика? А есть ли враги у крокодила? А крокодил приносит пользу? И т.д. Елена Владимировна, Вы даёте ответы на возникшие вопросы или вопросы остаются без ответов? Собственные идеи: я прошу группы обменяться вопросами и найти ответы дома. Дефициты описания: Хотелось бы узнать, какие ещё вопросы возникли у детей? Собственные идеи: на следующем этапе урока я попросила детей изобразить как передвигается крокодил на суше. Как он мог бы передвигаться при беге? Акцентирую внимание на движение передних и задних конечностей. Затем показываю видео о том, как могут быстро передвигаться по суше крокодилы. http://vk.com/video57156459_165087704 У. - Вот и закончилось наше исследование. Кто был объектом нашего исследования? Кто открыл новые знания для себя? Итогом нашей работы будут ваши рисунки о жизни крокодилов. (7 слайд) А домашним заданием будет такой вопрос: Постарайтесь узнать, кто из «дальних родственников» крокодилов живет в наших краях? В каких источниках вы можете найти ответ на этот вопрос? Д. – Спросить у взрослых. - Прочитать в разных книгах о животных. - Поискать в интернете. На следующем занятии из тех ответов, которые нашли ребята, мы составили презентацию. http://vk.com/video57156459_165088218 прыжок крокодилов http://vk.com/video57156459_165087852 редкие виды крокодилов Яркие впечатления от работы детей: Дети умеют извлекать информацию из текста, иллюстраций и высказывают свои предположения на основе работы с материалом; выявляют особенности изучаемого объекта, прекрасно работают в группах; высказывают своё отношение к изучаемому материалу, свои эмоции. 19.05.2013 23.082013-01_Занятие по курсу "Загадки природы" О жизни крокодилов_Стецко Е. В._МАОУ лицей № 28_г.Таганрог
Огромное спасибо, Егор, за тёплые слова! Мне очень нравится этот замечательный курс, сама для себя открываю много нового! Я благодарна Алексею Николаевичу Юшкову за его труды, а ещё больше за его поддержку. Курс веду 1-й год и опасалась, что, поскольку нет оценок, то дети будут относиться к предмету несерьёзно. Но всё складывается чудесным образом! Дети ждут моего занятия и, если оно отменяется, то, что удивительно, расстраиваются! Ребята приносят на урок энциклопедии, журналы, различных жуков, бабочек, готовят, по собственной инициативе, презентации и доклады. Благодаря администрации нашей гимназии, у нас есть микроскопы и мы, с огромным интересом, рассматриваем всё, что можно изучить. Сама была удивлена, когда рассматривала крылья бабочки, а у детей сразу появилась масса вопросов. Теперь о данном занятии. Дети читали текст сначала в группах, а затем вслух по цепочке, изображая то, что читают. Как правильно учил Алексей Николаевич, всё должно проходить через тело, движения ребёнка. Может показаться странным для взрослого, но не все дети могут сразу правильно изобразить то, что прочитали. Но есть и такие, которые удивляют своими размышлениями и наблюдательностью. Нарисовать стрекозу с поднятыми, как паруса, задними крыльями смогли только несколько человек. Понравилось, что дети смогли сопоставить движения крыльев стрекозы с направлением её полёта, внимательно читая текст. Интересно было наблюдать, как ребята изображали полёт стрекозы не по одному , а вчетвером. Сразу видно, кто может договариваться и работать в группе, а кто нет. Минус в том, что дети, в основном, повторяют движения друг за другом, не хватает фантазии и воображения. Даже некоторые мальчики начинают обвинять других в том, что за ними повторяли. Как решить эту проблему пока не знаю. Просмотр видео всегда вызывает полный восторг у детей и бурные обсуждения, а мне приятно, что они открывают для себя что-то новое. На данном занятии не успели более детально обсудить особенности крыльев стрекозы, отсутствие костей и все странности с этим связанные. Продолжим на следующем занятии. 13.05.2013 23.082013-05_Полёт стрекоз ("Загадки природы")_2 класс_Мягдеева Сабина Фаритовна_МАОУ "Гимназия №77"_город Набережные Челны