Тема 4 учебная ситуация 3 задание 1
Макет занятия " Времена года"
1 шаг. Предложить детям разрезные картинки. Учащиеся разбирают карточки и рассаживаются по группам ( одно время года- одна группа 6 человек). На столе в группе складыввается общая картина. Предлагается выбрать название своей группе ( лучше если название не будет повторять название времени года, поощрить творческий выбор названия).
2 шаг. Предложить детям в группах обменяться информацией о данном времени года, вспомнить отличительные признаки, удивительные явления в природе, которые можно наблюдать в данное время года.
3 шаг. Прослушать стихотворения поэтов (читает учитель, называет автора, но не указывает название произведения) Стихотворения подбираются таким образом, что в текстах нет слов , которые называют время года, например А. Фет "Осенью", А. Пушкин "Унылая пора!"( отрывок), Н. Матвеева "Лето", А. Плещеев " Весна" (отрывок), А. Фет " Мама глянь-ка из окошка") Детям надо выбрать "свои" стихи, аргументировать свой выбор, опираясь на текст.
4 шаг. Учитель говорит, что для каждого времени года характерны свои приметы, природные явления и предлагает ребятам собрать разрезные картинки природных явлений, среди которых есть лишние (их детям предстоит отсеять: один человек от группы отправляется в другие группы, чтобы найти хозяина картинки, в других группах происходит аналогичное действие). Можно подобрать такие явления, которые свойственны нескольким временам года, например дождь. Тогда детям предстоит рассказать об отличительных особенностях, т. е. сравнить летний дождь (теплый, непродолжительный, ливень), осенний (холодный, затяжной)и весенний (короткий, освежающий).В этом и будет интеллектуальная интрига, на мой взгляд.
5 шаг. Каждой группе раздать по 1листу ватмана, на которых дети изображают "свое" время года, используют краски, свойственные их времени года, наклеивают картинки с изображением природных явлений.На данном этапе им опять предстоит договариваться, выполнять общее дело. Можно посоветовать нарисовать себя, свое любимое занятие в данное время года( например,зимой-катается на санках, осенью- собирает букет из листьев, весной-пускает кораблики, летом-купается в речке, у каждого свое).
6 шаг. Включить детям отрывки музыкальных произведений Вивальди "Времена года" или Чайковского с одноименным названием. Посоветоваться в группах и решить, какой отрывок из четырех прослушанных, соответствует их времени года, объяснить свой выбор.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Комментарии
Очень понравился Ваш макет. Хочется отметить умелую метапредметность занятия (связь с литературным чтением, музыкой, изобразительным искусством), задания из различных учебных дисциплин естественно и грамотно вписаны в общий ход урока. Очень ценным представляется то, что Вы побуждаете взаимодействовать не только детей в группе, но и группы между собой (найти лишние части картины и выяснить, какой группе они принадлежат). Урок получился интересным, продуктивным, творческим.
Спасибо!
С уважением, Мария Сергеевна Зуева
Светлана спасибо, очень понравился ваш макет. На всех этапах формируется навык групповой работы. Задана интеллектуальная интрига - дождь в разное время года. Урок получился интересным, продуктивным, интегрированным (связь окр. мира, литер.чтения, ИЗО, музыки), что позволяет избежать перегрузок при адаптации первоклассника к школьным занятиям.
Светлана Сергеевна, добрый день
Про дождь - хорошо получилось; даже зимний вариант возможен. И фотографии можно найти, пусть и не сколько дождя, сколько обледеневших машин и т.д. Но это впечатляет.
Но вот как это технически (органиационно) сделать - осталось не очень понятно. В отдельной группе лежит какая картинка про дождь? Одна картинка и не своя или как-то иначе?
Или мы показываем эти картинки поочередно на экране, все видят, обсуждают, а потом кто-то от группы идет к столу учителя и берет маленький вариант картинку уже в группу?
И таких "спорных" природных явлений - два-три? Что еще? Ветер?
А потом уже все переходят в шагу 5.
Картинки про дождь будут в каждой группе, окружающая природа ( например, желтые листья на деревьях, значит и дождь осенний; набухающие почки или цветущие деревья, значит дождь весенний и так далее ) будет подсказывать детям, что это явление им подходит. А лишними в группах будут те явления природы, которые свойственны только одному времени года, например роса ( летом), иней (зимой).