Тема 8. Учебная ситуация 1. Задание 2.

Тема 8.

Учебная ситуация 1. Задание 2.

Я думаю, что в ходе представленного фрагмента текста погружения «Полет белки-летяги» у учащихся было «собственное дело». В теме 6 под понятием «собственное дело» подразумевается, что должна быть оформлена детская ученическая субъектность.

В представленном фрагменте урока дети после просмотра видео вспоминают глаголы, характеризующие процесс полете. Потом вновь смотрят видео для подтверждение или исключения, а также дополнения этого списка другими глаголами.

А вот потом,  каждый должен изобразить траекторию полета (что это, как не «собственное дело»). Возникшее здесь затруднение понятно. Ведь кривая полета – это абстракция, а дети больше любят и понимают конкретику. Поэтому, наверное, изображение летящей белки было бы им более близко. Но не так научно.

Далее схема становится предметом обсуждения детей. Они высказывают свое мнение, уточняют схему, изменяют, дополняют, спорят. А в споре, как известно, рождается истина.

Процесс обсуждения подкрепляется практическими упражнениями детей (прыжки и падения). Каждый ребенок моделирует прыжок при помощи приспособления – плаща, заменяющего крылья белки-летяги. Дети все переживают на собственном опыте (чувствуют собственным телом).

Далее возникает противоречие. Оно фиксируется детьми. Вспоминается свой опыт (езда на автомобиле с открытым окном, когда поток встречного воздуха бьет по выставленной в окно руке или голове).

Что касается вопроса, можно ли было упростить это открытие.

Мы с детьми первого класса в начале октября месяца провели экскурсию на пришкольной территории. К тому времени весь двор был усеян «крылатками» клена. И мы решили понаблюдать за их полетом. (Еще их дети называют парашютиками или носиками). Мы смоделировали полет семян. А потом стали вспоминать, на что похож этот полет, что он нам напоминает? (Движение лопастей вертолета). Из чего мы сделали предположение, что скорее всего человек, наблюдая полет семени мог прийти к мысли о конструировании машины для полета. Здесь же дети 1 класса вспомнили о подобных примерах, когда человек мог свои наблюдения за поведение живых существ (конкретно – птиц в полете) позаимствовать их для создания механизма для полета (Икар – некоторые дети знали о таком персонаже). 

После знакомства с текстом погружением "Полет белки-летяги" можно было бы дополнить нашу беседу рисунком (схемой) полета семени.

Комментарии

Комментарии

Информация о пользователе.
21.11.2013 : 13.56

Елена Анатольевна, добрый день

Спасибо за комментарии и предложения к продолжению темы.

Единственная сложность в обсуждении полета семени клена - это необходимость хоть как-то объяснить аэродинамику его вращения. С белкой - еще "хоть как-то" понятно, там - "воздух набивается в крылья". А вот что с воздухом происходит при падении крылатки?

И почему она начинает вращаться? Как это можно понять и, главное, объяснить? Причем не учителю - детям, а  детям - самим себе.

Ссылка на вертолет здесь уместна, но лишь частично. Мы ведь не может понять, за счет чего он держится в воздухе... Здесь ведь нужно указать на механизм полета, а не просто на внешние признаки - "лопасти вращаются и он не падает...". А что там такого происходит с воздухом, что он не падает... вот вопрос. В чем механизм полета?

Так мы с детьми выходим на ощущение того, что есть какой-то механизм самого полета, есть теория... вообще-то - теория аэродинамики.