Тема 8. Учебная ситуация 1. Задание 4.

Тема 8.

Учебная ситуация 1. Задание 4.

Мы очень понравился ход работы на занятии «Упругость воды». Особенно меня заинтересовал опыт с монетами.

Со своим предыдущим выпуском по программе «Планета Знаний» при изучении темы свойства воды мы проводили опыт со скрепкой уже в 1 классе в марте месяце. Очень важно было аккуратно положить металлическую скрепку на водную поверхность. Ведь в противном случае она тонула, хоть и была легкой. А значит дело не только в весе предмета (тела). И так же мы приводили пример из живой природы о жуках – водомерках (до этого знакомились на уроках литературного чтения с этими существами). Но мы еще и вспомнили при разговоре о свойствах воды ( в классе были детки, занимающиеся плаванием), что прыгуны в воду, например, входят в нее определенным образом. Что даже можно разбиться, упав «плашмя» на воду с большой высоты или "удариться" о воду. И здесь возник вопрос: " А почему это может произойти?".

Пришли к выводу, что на поверхности воды, наверное, есть какое-то образование или какая-то пленка (вспомнили, что на поверхностях луж плавают радужные пятна бензина).

А так же мы проделывали увлекательные  опыты с зубочистками, черным молотым перцем и мылом. И наблюдали, как частички перца "разбегаются" по поверхности воды при сонтакте с мылом.

А вот опыт с монетками позволяет увидеть движение (свойство - упругость) воды не только в виде «прогибания» под чем-то (в данном случае под весом водомерки и скрепки), но и в обратную сторону – «выгибания». Т.е. эти опыты в своей совокупности дают нам представление о таком интересном свойстве для жидкого вещества (вода в жидком состоянии).

Интересный  акцент был сделан на движении воды за предметом (телом), которое вынимают из нее.

Так  как проводилась работа в 3 классе, то очень хорошо, что дети находили подтверждения своих наблюдений в научно-популярных текстах и могли так же дополнить свои наблюдения.

Комментарии

Комментарии

Информация о пользователе.
21.11.2013 : 14.13

Елена Анатольевна, рад, что урок "упругая вода" пришелся Вам по душе.

Конечно, эту тему можно проводить и в других классах. Но что здесь важно - здесь сама тема чревата работой детей с проблемными вопросами. И важно, чтобы дети сами сформулировали проблемный вопрос про упругость воды.

В более младших возрастах (1-2 класс) это, как ни крути, будет делать учитель.

Хотя, конечно, плавающая скрепка и тонущая эта же скрепка может подвигнуть детей на попытку сформулировать вопрос "почему скрепка плавает но и и эта же скрепка - тонет"? Если дети самостоятельно сумеют сформулировать вопрос не сколько про скрепку, сколько про воду - это будет замечательно. Но для этого нужно еще обнаружить особый феномен - упругость воды. И здесь Вы совершенно правы - опыт с монеткой весьма хорош, чтобы это свойство наконец-то реально увидеть. И на этом фоне возникает возможность формулировки вопроса о природе этого свойства...

Во всей этой истории, повторюсь, важно обеспечить самостоятельность работы школьников. Не взрослому формулировать вопросы, а детей разворачивать в сторону мышления.