Комментарии / Дарья Цивилева

Текст комментарияДатаРазмещен в
+ 12.02.2014 18.05НАНОвый год в лицее №2 г. Иркутска
В МБОУ г.Иркутска Лицее № 2 идет крупная надпредметная метапрограмма «Научно-исследовательская деятельность учащихся лицея в лаборатории нанотехнологий». Лаборатория нанотехнологий - это успешный пилотный проект по организации научно-исследовательской деятельности школьников в области современного естествознания, который стал широко известен в городе, области и России Деятельность лаборатории ведется по следующим направлениям: Научно-исследовательские проектные работы школьников Участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях различного уровня Проведение факультативов и лекций по нанотехнологиям и современным вопросам естествознания ведущих специалистов ВУЗов и научных институтов Практикумы по сканирующей, оптической микроскопии, по синтезу углеродных нанотрубок Проведение областных, российских, международных конференций и семинаров Предметная область деятельности лаборатории – нанотехнологии – обширная междисциплинарная область на стыке физике, математике, биологии, химии Работа над собственным проектом – это не просто интересно, это требует внимательности, дисциплинированности, умения учиться и работать, самостоятельно искать информацию, корректно и эстетично оформлять проект, и, наконец, быть готовы изложить свои гипотезы и результаты самым взыскательным слушателям. 23.12.2013 08.453. Образовательная программа Наношколы
МБОУ г.Иркутска Лицей №2 Подпрограмма «Федеральное сетевое образовательное сообщество»реализуется в лицее. 38 лицеистов и педагогов зарегистрированы на портале лиги и активно используют информационные ресурсы. По возможности старается информировать участников Лиги о всероссийских событиях проводимых нашим учреждением. Кроме того, лаборатория лицея поддерживает тесное сотрудничество с Нанотехнологическим сообществом России - учащиеся и преподаватели принимают активное участие в крупных мероприятиях сообщества в частностиво Всероссийском Интелектуальном форуме-олимпиада «Нанотехнологии - прорыв в будущее!», МГУ, ОАО «РОСНАНО».Лицей является региональной площадкой форума. Сообщество активно поддерживает все мероприятия, проводимые нашим учреждением, предоставляя их освещения на всех сетевых ресурсах сообщества. Подпрограмма «Конкурсы, олимпиады, игры, дистанционное образование для школьников» реализуется в лицее. Два года учащиеся лицея активно участвуют в конкурсной программе Школьной Лиги РОСНАНО. По результатом конкурсов в прошлом году 6 учащихся получили приглашения на Наноград 2013, в этом году учащиеся также активно участвуют в конкурсах и одна из двух команд по кейс-турниру заняла третье место. Также в лицее идет выполнение и представление работ на Всероссийские и Международные конкурсы (конференции, школы, симпозиумы, форумы) научно-исследовательских работ школьников в области естествознания и нанотехнологий. Ежегодное участие команды лаборатории в заочном туре, с выходом в очный тур Всероссийского форума-олимпиады «Нанотехнологии- прорыв в будущее!!!». Поздравление победителей наноолимпиады. Подпрограмма «Дистанционное образование, конференции и повышение квалификации для педагогов» реализуется в лицее. Директор учреждения и сотрудники лаборатории участвуют в конференциях и проектировочных семинарах Лиги 2 года подряд. Кроме того, учителя лицея и сотрудники лаборатории проходят дистанционные курсы повышения квалификации и также очное повышение квалификации в Школьной Лиге РОСНАНО. Волонтеры также проходят стажировки в Школьной Лиге РОСНАНО и в самой РОСНАНО. Подпрограмма «Бизнес и образование» реализуется в лицее. Наш лицей имеет простроенные связи с ВУЗами (региона и страны) и академией наук. Лаборатория нанотехнологий организованна рабочей группой Иркутского государственного университета под руководством Просекина Михаила Юрьевича - к.ф.-м.н. доцента физического факультета ИГУ. Лаборатория лицея активно поддерживает эффективное и продуктивное сотрудничество с компанией NT-MDTи корпорацией Intel, являющимися ведущими компаниями, производящими высокотехнологическое оборудование, которое благодаря Министерству образования Иркутской области уже в достаточно большом количестве представлено в лаборатории лицее. Кроме того, компания NT-MDTи корпорация Intelявляются спонсорами Летней школы-конференции «Проектное образовательное пространство в области естествознания и нанотехнологий» и Научно-образовательного семинара посвященного внедрению проектного подхода в школьное образование.Обе компании оказывают как материальную, так и организационную поддержку в проведении данных мероприятий, а также других мероприятий лаборатории. Подпрограмма «Издательско-исследовательская деятельность» реализуется в лицее. Первый сборник работ учащихся опубликован издательством компании НТ-МДТ в 500 экз., второй сборник работ сверстан в мае 2012 и ждет печати. Ежегодно выпускается сборник тезисов открытой научно-практической конференции в области естествознания и нанотехнологий «Удивительный мир», проводимой лицеем при поддержке Министерства образования Иркутской области. Также ежегодно выпускается сборник тезисов Летней школы-конференции «Проектное образовательное пространство в области естествознания и нанотехнологий». Кроме того, печатается множество рекламной полиграфической продукции мероприятий лаборатории лицея. Также публикуются статьи сотрудников лаборатории и научно-исследовательской и научно-просветительской направленности. Подпрограмма «Образовательные программы и технологии нового поколения» реализуется в лицее. В лицее работает оснащенная лаборатория нанотехнологий, в которой учащиеся обучаются в рамках проектного подходу – т.е. работают над собственными научно-исследовательскими проектами, проводятся факультативные занятия для разных лет обучения «Введение в нанотехнологии», «Нанотехнологии», «Нанотехнологии и наноструктуры», «Основы решения олимпиадных и междисциплинарных задач», «Физика в экспериментах и задачах», «Введение в программирование», «Пространственная математика», Практикумы по сканирующей и оптической микроскопии, по синтезу углеродных материалов, по естествознанию. Подпрограмма «Каникулярная школа «Наноград» реализуется в лицее. НАНОГРАД 2013, Москва, 1-10 июля 2013. Участие команды из 3 человек (Просекиной Алены, Алабердиной Юлии, Сосновского Александра, 8 класс), а также волонтера от нашего учреждения (Левченко Анастасии, 1 курс ИГУ). Подпрограмма «Карьера молодых» реализуется в лицее. Выпускники лицея - активные участники конкурсной программы Школьной лиги - поступили в вузы естественнонаучного и технического направления. В лицее заключены договора со студентами о волонтерстве - по работе в рамках Школьной Лиги РОСНАНО – создана команда волонтеров. Все волонтеры принимают активное участие в подготовке ребят на конкурсы Школьной Лиги РОСНАНО, на региональные, российские, международные конкурсы. А именно помогают преподавателям лаборатории подготавливать ребят к олимпиадам, к конкурсам проектно-исследовательских работ (а это многочасовая работа почти каждый день). Практически все волонтеры являются соруководителями проектных работ ребят. Кроме того, Анастасия Левченко - студентка 2 курса Иркутского государственного университета (физического факультета) – активно участвует уже именно в конкурсах и проектах для волонтеров - прошла стажировку в Департаменте по связям с общественностью Роснано (Москва), работала волонтером-стажером на Летней школе Наноград -2013. Участвовала и стала победительницей конкурса социальных проектов. Подпрограмма «Медиа-поддержка» реализуется в лицее. В образовательном процессе используются довольно часто медиа материалы. В частности, проводятся просмотры проблемно-ориентированных фильмов (НАНОвого Год 2012 и 2013 ) 23.12.2013 08.362. Программа Школьной лиги РОСНАНО на 2012-2015 гг.
Школа в эпоху нано... "Можно по–разному относиться к вдруг ставшему популярным в нашей стране бренду «нано». Но сложно отрицать следующее:- это явление связано с серьезными достижениями в фундаментальной науке, - для его осознания, понимания, исследования, реализации требуется несколько иной строй мышления, и способ взаимодействия ученых и практиков, чем ныне массово принятый – междисциплинарный, командный, инновационный (в смысле плотно связанных друг с другом науки и практики, инвестиций в фундаментальные разработки, выстраивания инновационных комплексов), более внимательного отношения к «тонким материям, структурам» и последствиям (в т.ч. гуманитарным) вмешательства в них,- оно (это явление) ведет за собой совершенно иные – современные – технологии,- для реализации в практике теоретических идей необходимо современное производство,- с внедрением достижений нано-индустрии будет меняться технологическое мышление человечества (с некоторой долей осторожности можно говорить о такой же «революции» как в ситуации с «компьютерной революцией»)…" Все это и позволяет что-то изменить в нашей "классической" системе школьного образования, которая, к сожалению, далеко отстает от современного состояния науки и производства и не дает школьникам реального представления ни о современных знаниях, ни о способах мышления, ни о реальной работе. В нашем учреждении в рамках лаборатории нанотехнологии реализуется возможность учащихся работать в реальной научной рабочей группе. Что позволяет им не просто напитываться информацией, но как раз, как и сказано в статье: знакомиться и с серьезными достижениями в фундаментальной науке (факультативные занятия и лекции ведущих специалистов ВУЗов и сотрудников Академии наук) и этическими проблемами возникающими при исследованиях – «более внимательное отношение к «тонким материям, структурам» и последствиям (в т.ч. гуманитарным) вмешательства в них» (обсуждения, просмотры проблемно-ориентированных фильмов) работать на современном оборудование (практикумы, зачетные и лабораторные работы по сканирующей зондовой и оптической микроскопии, пиролизному синтезу нанотрубок) работать над собственными исследовательскими проектами, приобретая многие необходимые для будущих высоквалифицированных специалистов навыков, но прежде всего приучаясь думать не только в рамках одного предмета (как часто приучают в обычной школе), а все таки приходить к осознанию, что любое решение проблемы возможно лишь при системном междисциплинарном подходе. и конечно самое важное, что наши ребята в процессе работы учатся работать в команде причем не только со сверстниками, но и в команде со студентами, аспирантами, учителями и кандидатами наук. 23.12.2013 08.321. Какой быть школе в эпоху нано-технологий…