Региональный ресурсный центр в Республике Калмыкия

ГОРОД: Элиста

АДРЕС:  ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», ул. Пушкина, 11, корпус 1 "а"

ТЕЛЕФОН: 8 847 (22) 3-71-41

АДРЕС САЙТА: www.kalmsu.ru

E-MAIL:

КОНТАКТНЫЕ ЛИЦА:

 

План работы ресурсного центра на 2018-2019 уч.г.

Отчет ресурсного центра за 2017-2018 уч.г.

Отчет ресурсного центра за 2016-2017 уч.г.

План работы ресурсного центра на 2016-2017 уч.г.

Отчет ресурсного центра за 2015-2016 уч.г.

План работы ресурсного центра на 2015 г.


СОБЫТИЯ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА


28 декабря - День памяти жертв депортации калмыцкого народа http://schoolnano.ru/node/212036


В Калмыкии открыта первая астрономическая обсерватория

19 декабря 2017 года состоялось открытие Центра наблюдения и анализа солнечной активности (обсерватории) Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова. Данный проект был реализован учеными опорного вуза республики под руководством профессора, доктора физико-математических наук Б.Б. Михаляева совместно с коллегами с Кисловодской горной астрономической станции, которая является подразделением главной (Пулковской) астрономической обсерватории. В торжественной церемонии открытия приняли участие руководство региона, директора школ Элисты, а также проректора, деканы, преподаватели и студенты КалмГУ.

Руководитель амбициозного проекта по созданию обсерватории на базе КалмГУ, профессор Б.Б. Михаляев отмечает, что открытие Центра наблюдения и анализа солнечной активности - большое событие не только для Калмыцкого университета, но и для всей республики. «Открытие Центра наблюдения и анализа солнечной активности доказывает в очередной раз, что КалмГУ за последние десятилетия вышел на передовые позиции  образовательного и научного процесса в России. Здесь сложились традиции устойчивого развития, которые дают ясные перспективы для дальнейшего движения вперед. Окрытие новой научной обсерватории будет способствовать проведению исследований солнечной активности, а также внесет свой вклад в развитие научно-инновационного потенциала Республики Калмыкия», - сказано в приветствии Главы Калмыкии, которое озвучил заместитель Председателя Правительства региона Б.В. Бадмаев.

Ректор КалмГУ Б.К. Салаев в своем выступлении подчеркнул, что открытие первой обсерватории на базе  университета - эта новая страница в истории вуза. «Безусловно, одним из исторически значимых моментов года стало присвоение нашему университету статуса опорного регионального вуза. Что касается открытия обсерватории – то данное событие станет прекрасным завершением календарного года для КалмГУ, но при этом оно дает старт юбилейным мероприятиям, посвященным предстоящему 50-летию Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, которое будет отмечаться в 2020 году», - отметил ректор Б.К. Салаев.

В интервью официальному сайту КалмГУ профессор, доктор физико-математических наук Б.Б. Михаляев отметил: «Мы со своей обсерваторией можем внести существенную лепту в связи с тем, что будем давать прогнозы солнечной активности, магнитных бурь, это важно как для космонавтики, так и наземных технических средств, средств связи в том числе. Вторая задача  - это создание калмыцкой школы астрофизики. На базе обсерватории мы предполагаем развивать научную деятельность. Кроме того, она позволит нам создать новое научное направление, связанное именно с наблюдательной астрофизикой,  публиковать научные результаты и защищать аспирантов. Несколько слов об оборудовании обсерватории. Здесь установлен специализированный телескоп, который проводит наблюдения за Солнцем  не в белом свете, как обычно, а в определенных спектральных цветах. Очень важное устройство – спектрограф. Это высокочувствительный и высокоточный аппарат. Это большая удача, что мы смогли его заполучить. Также установлено устройство для слежения за Солнцем. Полученные данные наблюдений фиксируются специальной компьютерной программой».

Сегодня стоит острая необходимость в формировании естественно-научного мировоззрения у подрастающего поколения, и благодаря открытию обсерватории в Калмыкии, у учащихся нашей республики еще больше возрастет интерес к астрофизике и астрономии, к исследованиям космоса.


Об очередном заседании творческой лаборатории критического мышления http://schoolnano.ru/node/212033


АНПО «Школьная лига» в Калмыкии http://schoolnano.ru/node/211947


Заседание творческой лаборатории критического мышления КалмГУ им. Б.Б. Городовикова

В условиях всевозрастающего объема научной информации интеллектуальное развитие человека определяется не объемом знаний, сведений, удерживаемых  в памяти, а его готовностью к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления информации и умением самостоятельно принимать решение. Формирование критического мышления обучающихся в процессе обучения и воспитания приобретает особенно большое значение. Оно предполагает создание базового отношения к себе и миру, то есть вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования - потому что оно становится осознанным и рефлексивным и обеспечивает коммуникативный потенциал личности. Критическому мышлению нужно учить, но не просто ради самого критического мышления.

Важно, чтобы учащиеся и студенты могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности. Поэтому в КалмГУ им. Б.Б. Городовикова в 2015 году в рамках Малой академии наук «Эврика» была создана Творческая лаборатория критического мышления под руководством С.В. Даржиновой, к.п.н., доцента кафедры психологии, директора музея. Работая по технологии «Критическое мышление», участники лаборатории - студенты и школьники Калмыкии реализует свои потребности и возможности учиться решать проблемы самостоятельно, а также обучаются способам оценки своей собственной деятельности. Следует отметить, что технология критического мышления, направлена  на сотрудничество преподавателя и обучающихся, деятельное участие обучаемых, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение в процессе обучения.

В рамках изучения студентами 1 курса направления «Психология» дисциплины «Психология искусства» (преподаватель Даржинова С.В.) 11 октября 2017 года было проведено  очередное заседание творческой лаборатории критического мышления на тему: «О роли искусства в жизни человека».

Организаторами заседания выступили: музей КалмГУ, кафедра психологии и МБОУ «Элистинский технический лицей», на площадке которого и прошло обсуждение. В качестве модераторов выступили студенты 1 курса направления «психология» Гаврюшкиев Санал, Кузьмицкая Софья и школьники: Анацкая Ульяна,  ученица 11 класса МКОУ «Приютненская многопрофильная гимназия»; Бембиев Александр, ученик 10 класса РНГ им. Преподобного Сергия Радонежского.

В заседании Творческой лаборатории критического мышления приняли участие студенты 1 и 3 курсов направления «Психология»ФГБОУ ВО «КалмГУ им. Б.Б. Городовикова» и  учащиеся 7-11 классов МБОУ «Элистинский технический лицей», МКОУ «Воробьевская СОШ им. Героя Советского Союза Н.Т.Воробьева», МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им. Хонина Косиева», МКОУ Приютненский лицей им. И.Г. Карпенко, МБОУ «СОШ № 10 им. В.А. Бембетова», МБОУ «СОШ № 20», МОКУ «Хар-Булукская СОШ», МКОУ «Приютненская многопрофильная гимназия», МКОУ «Ульдючинская сельская национальная гимназия имени О.Д. Мукаевой», МБОУ «Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского», БУ ДО РК «Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения»,  МБОУ «Калмыцкая национальная гимназия им. А.Ш.Кичикова»,  БПОУ РК «Калмыцкий медицинский колледж им. Тамары Хахлыновой», МКОУ Комсомольская СОШ им. Н.С. Манджиева, МКОУ Кегультинская СОШ им. Героя Советского Союза им. М.А. Сельгикова, МКОУ «Первомайский сельский лицей».

С приветствием к участникам обратилась Мантаева Э.И., проректор по экономике и инновациям, которая отметила, что, участвуя в такой лаборатории, молодые люди  становятся способны видеть альтернативные пути решения проблемы и преодоление существующих стереотипов. Затем выступила Ангирова Б.Б., директор МБОУ «Элистинский технический лицей». Она приветствовала участников на калмыцком языке и пожелала успехов в работе лаборатории.

Обсуждение прошло в двух направлениях: путём описания личного эмоционального опыта, полученного в ходе знакомства с произведениями искусства и в контексте  анализа романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». О широте спектра эмоций, передаваемых произведениями искусства, рассказала Эрдниева Гиляна, студентка 1 курса направления «психология». Учащиеся Ульдючинской сельской национальной гимназии имени О.Д. Мукаевой подготовили анализ-осмысление повести Н.В. Гоголя «Портрет».

Затем участники лаборатории обсудили услышанное и смогли выразить собственное мнение, рассказав о своих собственных эмоциональных переживаниях при знакомстве с произведениями искусства. После этого перешли к анализу знаменитого романа английского писателя и поэта Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Вначале студентка 1 курса направления «психология» Пересадина Оксана рассказала участникам о жизни и творчестве Оскара Уайльда. На психологических аспектах романа «Портрет Дориана Грея» остановилась Убушаева Виктория, студентка 1 курса направления «психология». В театральной форме обыграли сцены романа учащиеся Приютненского лицея им. И.Г. Карпенко и Хар-Булукской СОШ. Никто не остался равнодушным к монологу Сибиллы Вейн на английском языке в исполнении Кармашовой Айсы, ученицы 11 класса Ульдючинской многопрофильной гимназии им. О.Д. Мукаевой. В ходе дискуссии с критикой романа выступил Халгаев Джал, студент 1 курса направления «психология». Ему показалось, что роману присуща некая противоречивость, связанная с эстетическими взглядами самого Оскара Уайльда,  который,  разрабатывая романтический мотив двойничества, стремится избавить его от какой-либо бытовой, психологической конкретности. «Надо быть всегда чуть-чуть неправдоподобным», - декламировал Уайльд.

В ходе обсуждения участники лаборатории искали ответы на заданные вопросы, анализировали, осмысляли прочитанное и услышанное проявили, пытались найти аргументы своим размышлениям. Все эти положительные стороны проведённого заседания отметила в своём выступлении Шевкиева Н.Б., кандидат психологических наук, зав. кафедрой психологии. Она поблагодарила Даржинову С.В. за организацию такого полезного мероприятия. О необходимости проведения  такой лаборатории говорили учителя и учащиеся школ республики.

В заключение, модераторы объявили, что в «ВКонтакте» создана  группа творческой лаборатории критического мышления и пригласили участников вступать в неё.

Лаборатория продолжит свою работу, и следующее заседание пройдёт в ноябре.


Образовательное путешествие "НАНОвый год" в Калмыкии

9 сентября 2017 года Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова – ресурсный центр Школьной лиги РОСНАНО в Калмыкии провёл выездное образовательное путешествие «НАНОвый год» на базе МБОУ «СОШ № 20» г. Элисты.

Координатор проекта Даржинова С.В., к.п.н., доцент кафедры психологии, директор музея КалмГУ.

Праздник НАНОвого Года делает школьную жизнь яркой и интересной, а образовательное путешествие – это такой формат взаимодействия со школьниками, когда они получают возможность осмыслить изучаемое пространство деятельности, а также стать активными «экспертами», то есть рассмотреть реальность с нестандартных ракурсов. Поэтому, совсем не случайно, модераторами образовательного путешествия «НАНОвый год» выступили: Бембиев Александр, ученик 10 класса РНГ им. Преподобного Сергия Радонежского; Евсеев Константин, ученик 10 класса СОШ № 10 им. В.А. Бембетова; Манджиев Данзан, ученик 9 класса РНГ им. Преподобного Сергия Радонежского; Лиджиев Алдар, ученик 11 класса МБОУ «СОШ № 20»; Дорджиева Александра, ученица 10 класса СОШ № 10 им. В.А. Бембетова.

Как активные участники ключевого события всероссийской образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО» - летней школы Наноград, проходившей в этом году в г. Сочи – образовательном центре «Сириус», главной темой путешествия ребята определили «Наноград – наш крутой маршрут».  

Они познакомили участников путешествия со своими образовательными маршрутами в Нанограде. Презентации «Мой маршрут в Нанограде», «Что такое альтрен?», «PICASO3-D» стали их яркой иллюстрацией. Ребята с воодушевлением делились своими впечатлениями об удивительном городе на колёсах «Наноград», который прошёл в этом году под девизом «Открывая портал в будущее». Они вспоминали стажировки в корпорации «ГРАДНАНО», занятия в Академии, события Спортивного и Фестивального центров, работу в различных мастерских. Им надолго запомнились лекции Е.И. Казаковой, А.Б. Чубайса и многих других известных учёных и деятелей. Помимо всего перечисленного они участвовали в дискуссиях, имели активный творческий досуг, а также возможность на заработанные нанокотики (валюта Нанограда) совершить шоппинг в  магазине «Наномаркет», в котором можно было купить нанопродукцию и книги.

Модераторы с юмором  обыграли свои покупки. Особый интерес у  присутствующих вызвал жидкий утюг, действие которого продемонстрировала Александра Дорджиева. Мятую футболку Александра Бембиева  обработали  этим утюгом, чтобы в конце путешествия увидеть результат.

С большим интересом участники мероприятия послушали лекцию Александра Бембиева о научном слэме «scienceslam». Александр рассказал, что благодаря  «scienceslam» можно просто и доступно, оригинально и с юмором рассказать о серьезных научных результатах широкой публике. Причём выступить можно не только с высокой академической трибуны, но и в баре или кафе.

Затем модераторы в стиле «STAND-UP» предложили всем участникам разыграть шутки на тему «Наноград это…». На сцену вышли представители всех команд и весьма остроумно  шутили на предложенную тему.

После небольшого перерыва участники провели танцевальный марафон, который, конечно же, тоже был в научном стиле «DancemyPhD». Темы для танцев также отличались разнообразием: «Открывая портал в будущее», «Вода и бензин», «Умный дом», «Фотосинтез».

После танцев был доступен «Свободный микрофон», когда каждый участник мог оценить увиденное и сказать по этому поводу своё слово.

Бадмаева Кермен Евгеньевна, проректор по научной работе и стратегическому развитию КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, высоко оценила необычный формат мероприятия, заметила, что обязательно возьмёт на вооружение «scienceslam» и предложит учёным университета рассказать о своих научных достижениях в этом формате, а затем поблагодарила школьников и студентов за активное участие в мероприятии и вручила им именные сертификаты.

Деканы Сумьянова Е.В. и Эвиев В.А. поздравили участников с началом нового учебного года, пожелали всем успехов в учёбе, рассказали о деятельности своих факультетов и пригласили поступать в КалмГУ им. Б.Б. Городовикова.

От лица родителей выступила Бембиева Виктория Владимировна. Она от всего сердца поблагодарила коллектив КалмГУ, лично ректора Салаева Б.К. и Даржинову С.В. - организатора всех мероприятий в формате Школьной лиги РОСНАНО за то, что вузом ведётся такая огромная работа со школами и учащимися Калмыкии. В конце своего выступления призвала учащихся поступать в наш родной Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова.

Завершилось путешествие демонстрацией футболки, отглаженной жидким утюгом. Увидев полученный результат, Александр Бембиев сказал, что вначале они все были, как эта мятая футболка. Их мысли были спутаны «скомканы», так как они не знали куда идти, а теперь после Нанограда,  они «выпрямились, выгладились», потому что получили новые знания и определили свой дальнейший маршрут в окружающем мире.

На такой позитивной ноте завершилось образовательное путешествие «НАНОвый год», но учебный год продолжается, и мы очень надеемся, что начатый в начале учебного года содержательный разговор получит дальнейшее продолжение  в других событиях.

Участники мероприятия:

Бадмаева Кермен Евгеньевна, проректор по научной работе и стратегическому направлению;

Сумьянова Елена Владимировна, декан факультета физики, математики и информационных технологий;

Эвиев Валерий Андреевич, декан инженерно-технологического факультета;

Яманов Сергей Шатланович, директор МБОУ СОШ № 20

Образовательные учреждения:

МБОУ «СОШ № 20»;

МБОУ «Калмыцкая национальная гимназия им. А.Ш. Кичикова;

МБОУ «Элистинский технический лицей»;

МБОУ «Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского»;

МБОУ «СОШ № 10 им. В.А. Бембетова»;

МБОУ «СОШ № 15»;

МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им. Хонина Косиева»;

МКОУ «Приютненский лицей им. И.Г. Карпенко»;

МОКУ «Хар-Булукская СОШ»;

МОБУ «Троицкая гимназия им. Б.Б. Городовикова»;

БПОУ РК «Калмыцкий медицинский колледж им. Тамары Хахлыновой»;

МКОУ «Воробьёвская СОШ им. Героя Советского Союза Н.Т. Воробьёва»;

ЧОУ ОШ «Перспектива»;

БУ ДО РК «Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения»;

МБОУ «СОШ № 17 им. Д.Н. Кугультинова»;

МКОУ «Ульдючинская сельская национальная гимназия им. О.Д. Мукаевой».


В КалмГУ состоялись публичные слушания

22 мая 2017 года в Калмыцком государственном университете имени Б.Б. Городовикова состоялись публичные слушания участников федеральной сетевой образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО».

В слушаниях приняли участие ректор КалмГУ Салаев Б.К., зам. министра образования и науки РК Питкиева Т.И., проректор КалмГУ Мантаева Э.И., декан факультета математики, физики и информационных технологий Сумьянова Е.В., доцент кафеды агроинженерии инженерно-технологического факультета Беляева Б.И., директора и координаторы образовательных учреждений республики.

С сообщением о ходе реализации образовательного проекта «Инновационная инфраструктура системы общего образования Республики Калмыкия» выступила Питкиева Т.И. В своём выступлении «КалмГУ им. Б.Б. Городовикова – опорный региональный университет России» Салаев Б.К. отметил, что победа в федеральном конкурсе на получение статуса опорного регионального университета - закономерный результат реализации Программы стратегического развития Калмыцкого государственного университета 2011- 2016.

Затем состоялись слушания участников в формате круглого стола. Координаторы программы ШЛР в своих образовательных учреждениях Вилкова Е.М., Джамбышева Б.А., Сангаджиев Ч.Г., Коваева Б.М., Нохашкиева Р.В., Горбанёва М.Н.; директора образовательных учреждений Кавкишева И.Д., Глушко И.А., Ченкураева Е.Н. и др. делились опытом своего участия в Программе.

В частности, Вилкова Е.М., учитель русского языка, координатор ШЛР в Приютненском лицее им. Карпенко отметила: "Для меня и моих учеников Школьная лига РОСНАНО – это отправная точка для интеллектуального развития учащихся, ведь эта программа направлена на высокий уровень осмысленности процесса обучения. Мы принимали участие во всех ключевых событиях ШЛР, проводимых КалмГУ. Вся деятельность участников нашего сетевого взаимодействия организована на принципах сотрудничества и общей коллективной ответственности за результаты; в процессе сетевой деятельности учитываются знания и опыт его участников, используются инновационные технологии, активные формы и методы обучения. Мы очень довольны нашим сотрудничеством и благодарим родной университет, ректора Б.К. Салаева, руководителя РРЦ ШЛР в регионе Даржинову С.В. за все эти возможности, которые мы получили в результате нашей совместной работы".

Общественный координатор ШЛР в Калмыкии Даржинова Любовь рассказала участникам слушаний, что представляет собой STA-студия, об образцах оформления таких студий в других регионах. Затем она продемонстрировала видеоролик, показывающий работу учащихся с одним из учебных модулей «Эффект лотоса».

Выступление Даржиновой С.В., руководителя регионального ресурсного центра ШЛР на базе КалмГУ, было посвящено проекту издания учебного пособия «Сетевая инновационная школа: теория и практика», в котором будут освещены различные аспекты формирования и становления в Калмыкии инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и вовлечения в неё детей и молодёжи. Как отметила Даржинова С.В., одним из таких ресурсов выступает федеральная программа «Школьная лига РОСНАНО», поэтому представленные участниками материалы должны раскрывать сетевые механизмы взаимодействия руководства региона, региональной системы образования, науки и бизнеса. Срок сдачи материалов в сборник определён до 15 июня 2017 года.

По итогам проведённых слушаний участниками в целях дальнейшего эффективного сетевого взаимодействия в рамках федеральной образовательной программы ШЛР приняли следующую резолюцию:

  • Привлечь участников сетевого взаимодействия в международное сотрудничество, осуществляемое КалмГУ.
  • Активизировать работу по участию учащихся Калмыкии во всероссийской конкурсно-образовательной программе «Школа на ладони».
  • Предусмотреть квоты для бесплатного доступа школьников к лабораторному оборудованию университета и Школьный технопарк после его открытия.
  • Расширить в университете консультативные мероприятия для участников ШЛР и оказывать методическую помощь учителям сети ШЛР в инновационной деятельности.
  • Предусмотреть повышение квалификации для учителей РК, участвующих в программе ШЛР, на базе университета.
  • Приглашать родителей, представителей родительских комитетов на итоговые мероприятия, проводимые КалмГУ – ресурсным центром ШЛР в республике.

КалмГУ в числе опорных вузов России

Минобрнауки РФ объявил 22 региональных университета, ставших победителями конкурса опорных вузов в России в этом году, сообщил "Интерфакс". В их числе и Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова.

Как заявила глава федерального образовательного ведомства О.Ю. Васильева, «это лучшие проекты, способные принести существенное развитее своему региону. Они должны обеспечить его необходимыми кадрами, развивая его образовательный и научный потенциал».

Кроме того, по результатам исследований Института образования Высшей школы экономики, КалмГУ признан драйвером регионального развития. Он вошёл в группу университетов с наибольшим вкладом высшего образования в регионе наравне с признанными образовательными центрами Москвы, Санкт-Петербурга и Татарстана.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Калмыцкий государственный университет за последнее десятилетие стал флагманом высшего образования в Южном федеральном округе, здесь сложились традиции устойчивого развития, которые дают ясные перспективы для дальнейшего движения вперед.

Любовь Даржинова, студентка 4 курса КалмГУ,
общественный координатор Школьной лиги РОСНАНО
в Республике Калмыкия
 

Калмыцкие педагоги побывали в региональном школьном технопарке АГАСУ

Во время весенних каникул группа педагогов Республики Калмыкия в составе 17 человек (см. список) прошли краткосрочное обучение на курсах повышения квалификации Астраханского государственного архитектурно-строительного университета по программе «Актуальные проблемы организации внеурочной деятельности в контексте требований ФГОС».

В рамках программы калмыцкие педагоги посетили Региональный школьный технопарк АГАСУ, который является стажировочной площадкой по распространению на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей.
Школьный технопарк - это мир инноваций. Это иная реальность, в которой каждый ученик может стать робототехником, разработчиком мобильных устройств, знатоком цифрового производства, кодером, тележурналистом или классным фотографом. Или ученым. Только если сам захочет. Технопарк - портал к успеху в настоящем и будущем!

Региональный Школьный Технопарк АГАСУ - это:

  • Лаборатории, в которых дети занимаются проектной деятельностью в областях: робототехника, микроэлектроника, цифровое производство, информационные технологии, биохимия, физика.
  • Телестудия, обеспечивающая обучение в областях: телемонтаж, журналистика, режиссура, операторское дело, звукорежиссура.
  • А также это творческая атмосфера, командный дух, поддержка со стороны опытных преподавателей, новейшее оборудование и возможность воплощения идей на практике!

см. все фотографии (Облако Mail.ru)

Б.А. Джамбышева,
учитель химии МБОУ «РНГ
им. преп. С. Радонежского»


Республиканская каникулярная школа «Наноград. Калмыкия – 2017» (31 марта 2017 г.)

см. фотографии (Облако Mail.ru)

см. решения кейсов:


VI Всероссийская школьная неделя высоких технологий и технопредпринимательства (13-19 марта 2017 г.)

см. программу (.pdf)

Отчеты о проведении НВТиТ в школах г. Элиста:

МБОУ «Русская национальная гимназия им. преподобного Сергия Радонежского»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»


Уроки-экскурсии «Этот невидимый мир…»

В рамках VI Всероссийской школьной недели высоких технологий и технопредпринимательства – одного из ключевых событий Всероссийской образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО» на базе Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова прошли уроки-экскурсии «Этот невидимый мир…» для 252 учащихся школ Республики Калмыкия.

Организатором мероприятия выступил региональный ресурсный центр Школьной лиги РОСНАНО на базе КалмГУ им. Б.Б. Городовикова. Уроки-экскурсии проводили: кандидат биологических наук, доцент Саглар Евгеньевна Бадмаева и кандидат ветеринарных наук, доцент Петр Александрович Кулясов.

С.Е. Бадмаева рассказала, что подобное мероприятие проходит в КалмГУ не в первый раз: «В прошлом году мы с коллегой С.С. Маштыковым провели уроки по пищевой безопасности. Хочу отметить, что все мероприятия проходят на базе центра коллективного пользования «Биовет», который хорошо оснащен для проведения опытов. В этом году были охвачены 8 школ Калмыкии. Мы постарались организовать такое занятие, которое пригодится ребятам в будущем и поможет им определиться при поступлении в вуз. К сожалению, многие школьники не имеют навыков обращения с микроскопом, поэтому в этом году мы провели уроки по микроскопированию. Идея такого рода урока состояла в том, чтобы показать школьникам всю суть микробиологии, чтобы они увидели, что кроме мира людей, животных, растений, есть и мир микробов. Понимали, что есть полезные и особо опасные микробы, инфекционного характера», - отметила Саглар Евгеньевна.

Петр Александрович Кулясов в первый раз проводил уроки-экскурсии в рамках Всероссийской школьной недели высоких технологий и предпринимательства. Он приехал из г. Саранск Республики Мордовия по направлению и преподает в КалмГУ уже второй год. Ему очень нравится работать в университете. В частности, он отметил: «Микробиология – это наука о микробах, которых мы не видим невооруженным человеческим взглядом, поэтому, чтобы их увидеть, нужен микроскоп. С его помощью мы можем увидеть невидимое и рассмотреть самые мельчайшие микробы. В рамках урока-экскурсии мы провели следующие опыты: окрашивание по Граму (это датский ученый, разработавший данную методику), которое состоит в том, что ребята наносили на предметное стекло культуру возбудителя, окрашивали четырьмя красителями и затем под иммерсионной системой, под световым микроскопом, изучали 3 вида микробов - шаровидные, палочковидные и извитые. Очень понравились участники экскурсии, их «горящие» глаза. Им было увлекательно, а самое главное - полезно».

Учащаяся Хадижат Алиева из Воробьевской СОШ им. Героя Советского Союза Н.Т. Воробьева рассказала: «Мне было очень интересно, потому что мы рассматривали микробы и проводили эксперименты: оказывается, это не так уж и сложно».

Аминат Алиева, еще одна ученица Воробьевской школы поделилась: «Очень любопытно работать с микроскопами, но было сложно пользоваться пинцетом: я очень сильно волновалась и старалась его не уронить. Кстати, в будущем хочу связать свою жизнь с медициной. Также нам показали зоологический музей, который очень сильно понравился, и, например, я теперь знаю, как выглядят зубры».

Бактыгул Мухамеджановна Накшинова, куратор ШЛР в этой школе сказала: «Мои ребята познакомились с работой микроскопа, изучили все тонкости эксперимента. Мне понравилось то, как ученые показали, как проводится опыт, а в конце урока дети сфотографировали свой результат. В зоологическом музее КалмГУ моя группа увидела почти всех зверей нашей родной Калмыкии».

Учащийся 7 класса РНГ им. Преподобного Сергия Радонежского Саранг поделился своими впечатлениями: «Благодаря сегодняшнему уроку я научился пользоваться микроскопом и узнал, как выявить бактерии, дрожжи на фруктах и овощах. Сложность состояла в том, чтобы не переборщить с веществами. Думаю, что мне пригодится этот опыт в жизни, и я теперь буду проверять все продукты».

Кураторы ШЛР в этой гимназии, учителя Байрта Алексеевна Джамбышева и Евгения Евгеньевна Пантина: «Хотим поблагодарить организаторов данного мероприятия, а также Саглару Евгеньевну Бадмаеву, Петра Александровича Кулясова и лаборанта кафедры Светлану Дорджиевну за предоставленную возможность получить необыкновенный опыт работы в лаборатории и исследование пищевых продуктов. Надеемся на дальнейшее сотрудничество!».

 

Региональный ресурсный центр ШЛР в Республике Калмыкия:
Интервью взяла Анастасия Гончарова, студентка 1 курса КалмГУ
 
Фотографии Байрты Джамбышевой и Анастасии Гончаровой

Образовательное путешествие в мир высоких технологий и технопредпринимательства

14 марта 2017 года на базе научной библиотеки КалмГУ состоялось образовательное «путешествие» в мир высоких технологий и технопредпринимательства, в которое отправились 112 школьников, учителей, представителей КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, Министерства образования и науки РК и КРИКПРО. Мероприятие прошло в рамках VI Всероссийской школьной недели высоких технологий и технопредпринимательства (13-19 марта 2017 г.). Модератором мероприятия выступила Любовь Даржинова, студентка 4 курса гуманитарного факультета, общественный координатор Школьной лиги РОСНАНО в Республике Калмыкия.

КалмГУ им. Б.Б. Городовикова, являясь ресурсным центром всероссийской образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО», проводит такую неделю в Калмыкии в 5 раз. За эти годы удалось организовать экскурсии в центры 3D-прототипирования и «Биовет», провести недели краеведения, уроки по пищевой безопасности и многое другое. В этом году в рамках Недели помимо образовательного путешествия запланировано проведение уроков-экскурсий «Этот невидимый мир».

Учащиеся Троицкой гимназии им. Б.Б. Городовикова, Воробьевской СОШ им. Героя Советского Союза Н.Т. Воробьева, СОШ № 10 и 20 продемонстрировали красочные и познавательные презентации, остановившись на последних и самых захватывающих изобретениях человечества в области науки, образования и медицины. Команда Элистинского технического лицея информативно и доходчиво рассказала о центре «Биовет», как о территории больших возможностей. Учащиеся Ульдючинской сельской национальной гимназии им. О.Д. Мукаевой провели три физических опыта: «Как с помощью лазерной указки заглянуть в наномир», «Веселые человечки» и «Цепкая вода».

Замечательный дебют состоялся у студенток Медицинского колледжа им. Т.Д. Хахлыновой. Девушки рассказали об инновационных подходах в диагностике онкологических заболеваний и заболеваний педиатрического профиля, тем самым, участники узнали много практической информации, в частности, об оснащенности Республиканской больницы им. П.П. Жемчуева современным оборудованием.

Учащиеся Приютненского лицея им. И. Карпенко и Хар-Булукской СОШ творчески подошли к подаче научного материала и представили публике свои небольшие театральные постановки. Зрителям очень понравились сценки из романа Беляева «Голова профессора Доуэля» и очаровательная миниатюра «До чего дошел прогресс…» в исполнении юных артистов. Учащиеся Русской национальной гимназии им. Преподобного Сергия Радонежского провели среди участников занимательную викторину на тему «Мудрость природы и мир высоких технологий», а также рассказали о стартапе «Разработка НАНОжвачки».

По завершении выступлений команд учащихся, состоялось награждение. Мантаева Эльза Ивановна, проректор по экономике и инновациям, вручила активным участникам сетевого взаимодействия грамоты Лиги от имени руководства Школьной Лиги РОСНАНО.

Затем настало время педагогического диалога, в рамках которого выступили кураторы Школьной лиги РОСНАНО в общеобразовательных учреждениях РК и проректор КРИПКРО Тепшинова Саната Олеговна. Они выразили особую признательность руководству вуза в лице ректора Б.К. Салаева и координаторам проекта в регионе за организацию событий внеурочной активности для учащихся, что значительно повышает их интерес к обучению и мотивацию к изучению естественных наук и занятию техническими видами деятельности.

В ходе мероприятия Питкиева Татьяна Ивановна, заместитель министра образования и науки РК отметила важность всероссийской образовательной программы «Школьная лига РОСНАНО» в региональном пространстве и  особую роль Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова как ресурсного центра этой программы. От имени ШЛР она вручила сертификаты Лиги школам-участницам и школам-партнерам.  

В заключение, Даржинова Светлана Владимировна, директор музея КалмГУ, руководитель регионального ресурсного центра Школьной лиги РОСНАНО на общественных началах поблагодарила всех за активное участие в Неделе и пригласила принять участие в каникулярной школе «Наноград. Калмыкия - 2017», которая традиционно состоится в 3 декаде марта.

 
Региональный ресурсный центр ШЛР в Республике Калмыкия:
Любовь Даржинова, студентка 4 курса КалмГУ,
общественный координатор Школьной лиги РОСНАНО
в Республике Калмыкия
 
Фотографии Анастасии Гончаровой

Межрегиональная видеоконференция «Сетевое взаимодействие вуза и школы в региональной системе образования»


Республиканская деловая игра-конкурс «Журналист. Зеркало для региона»


НАНОвый год в Калмыкии

16 сентября 2016 года в КалмГУ - ресурсном центре Школьной Лиги РОСНАНО прошел корпоративный праздник сети школ Лиги НАНОвый год.

О ПРОЕКТЕ

«НАНОвый год» проводится в целях ранней профориентации школьников, популяризации естественнонаучного образования и высоких технологий среди молодежи Республики Калмыкия.

Участники – учащиеся 8-11 классов средних общеобразовательных учреждений Республики Калмыкия; руководители и учителя образовательных учреждений; преподаватели и студенты университета.

Проект проводится в формате образовательного путешествия (знакомство с нанотехнологиями на межпредметном уровне; летняя школа «Наноград» глазами участников).

Примечание: летняя школа «Наноград» –этоцентральное событие Программы «Школьная лига РОСНАНО», которое реализуется при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО):

§  образовательная программа дополнительного образования, организации досуговой деятельности и самореализации, выстроенная на основании бизнес-кейсов и edutainment.

§  пространство совместного понимания, что такое «высокие технологии», как они создаются, для чего они нужны.

§  знакомство с высокими технологиями на уровне лекций о них, а также через общение с представителями науки и индустрии.

Дата проведения - 16 сентября 2016 года, пятница.

Начало проведения – 14.00

Место проведения – ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова», 5 микрорайон, научная библиотека.

Организатор: творческая научная лаборатория критического мышления Малой Академии «Эврика» ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» (руководитель С.В. Даржинова)

Модераторы образовательного путешествия: Аль-Килани Валерий, 3 курс ФМФИТ и Сельдиков Александр, 1 курс ИКФиВ

Программа

Время

Мероприятие

Место проведения

13.30-14.00

Регистрация участников

 

Научная библиотека

Ауд. № 11

14.00-14.05

Вступительное слово – модераторы

14.05-14.10

«Вы конечно шутите, мистер Фейнман!» – видеопрезентация МБОУ «Калмыцкая национальная гимназия имени А.Ш. Кичикова»

14.10-14.15

Нанотехнологии вокруг нас – МОКУ «Хар-Булукская СОШ»

14.15-14.25

Публичная лекция Бисенгалиева Рустема Александровича, доцента кафедры экспериментальной и общей физики

на тему: «Нанотехнологии в Калмыцком госуниверситете»

14.25-14.40

Литературная фантазия на тему нанотехнологий – литературный клуб «Созвездие Сервантеса» - МБОУ «Элистинский лицей»

14.40-15.00

Нанотехнологии – кроссворд на английском языке -

подготовили ученики Троицкой гимназии  им. Б.Б. Городовикова, Воробьёвской СОШ, МБОУ «СОШ № 20»

15.00-15.15

Летняя каникулярная школа «Наноград»

Дарья Аленикова – МБОУ «СОШ № 10»;

Марина Шапошникова – МКОУ «Приютненский лицей имени И. Карпенко»;

Александр Сельдиков – студент 1 курса ИКФиВ

15.15-15.20

Об участии в Артековской смене Школьной Лиги РОСНАНО – Очир-Горяев Аюш, ученик Элистинской многопрофильной гимназии личностноориентированного обучения и воспитания

15.20-15.25

О студенческой науке в КалмГУ – Бадмаева К.Е., начальник научного отдела

15.25-15.30

Приветствие на калмыцком языке  учащихся МБОУ «СОШ № 3»

15.30-15.45

Послесловие

Салаев Б.К., Питкиева Т.И., Мантаева Э.И.

15.45-16.30

Психологический тренинг для школьников, диалог с представителями факультетов

Ауд. № 11

15.45-16.30

Педагогический диалог  (осмысление и размышления о путях к «новой школе»)

Ауд. № 18

Состав участников образовательного путешествия «НАНОвый год»

  • Салаев Бадма Катинович, ректор ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова»;
  • Питкиева Татьяна Ивановна, зам. министра образования и науки РК;
  • Мантаева Эльза Ивановна, проректор по экономике и инновациям КалмГУ;
  • Даржинова Светлана Владимировна, к.п.н., доцент каф. психологии, директор музея КалмГУ – куратор проекта;
  • Санджиева Светлана Намруевна, начальник РМО Приютненской администрации;
  • Лиджиева Татьяна Владимировна, директор МОКУ «Хар-Булукская СОШ».

пп

Наименование образовательного учреждения,

структурного подразделения университета

Ф.И.О. участников

1.

БУ ДО РК «Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения

1). Иралиева Анна Александровна, педагог доп. образования;

2). Абгарян Тигран;
3). Азыдова Ангелина;
4). Бадмаев Дольган;
5). Бальзиров Давид;
6). Белых Андрей;
7). Ванькаев Олег;
8). Гаджиева Эльвира;
9). Дьякова Алевтина;
10). Кекеляев Баир;
11). Кузнецова Ева;

2.

МОКУ «Хар-Булукская СОШ»

1). Лиджиева Ирина Григорьевна, учитель биологии, координатор программы «Школьная Лига РОСНАНО»;

2). Буваева Алтана, 8 кл.;

3). Горяева Энкра, 8 кл.;

4). Горяев Алтан, 11 кл.;

5). Манджиев Данзан, 11 кл.;

6). Носонова Елена, 11 кл.;

7). Тишина Алена, 11 кл.;

8). Васильева Эльзята, 7 кл.;

9). Поляков Михаил, 7 кл.;

3.

МКОУ «Приютненский лицей им. И.Г. Карпенко»

1). Вилкова Елена Михайловна, координатор программы «Школьная Лига РОСНАНО»;

">
2). Шапошникова Марина, 11 кл.;

">
3). Демильханова Эллина, 11 кл.

4). Морозова Анастасия, 10 кл.

5). Лобинцева Евгения, 9 кл.

">
6). Маливанова Анастасия, 9 кл.

7). Годин Никита, 9 кл.

8). Година Алина, 9 кл.

">
9). Константинов Евгений, 9 кл.

10). Чуприна Алла, 9 кл.

4.

МКОУ «Ульдючинская сельская национальная гимназия имени О.Д. Мукаевой»

1). Санджиева Валентина Шуркаевна, учитель математика

2). Нурова Джиргал, 10 кл.

3). Шараева Ногала, 11 кл.

4). Дорджиева Ольга, 9 кл.

5). Сарангаева Виктория, 8 кл.

6). Боваева Динара, 8 кл.

5.

МКОУ «Воробьевская СОШ»

1). Накшинова Бактыбуль Мухамеджановна, учитель английского языка, координатор программы «Школьная Лига РОСНАНО»

2). Кадиев Гаджи, 9 кл.

3). Алиев Омар, 9 кл.

4). Алиев Гусейн, 10 кл.

6.

МБОУ «СОШ № 10», г. Элиста

1). Годжурова Светлана Анатольевна- учитель

2). Аленикова Дарья, ученица 11 класса – участница летней каникулярной школы «Наноград-2016»

3). Дорджиева Елена, 11 кл.

4). Авиляева Заяна, 9 кл.

5). Очирова Алтана, 9 кл.

6). Басанова Наталья, 8 кл.

7.

МБОУ «СОШ № 15», п. Аршан

1). Гиберт Ольга Владимировна, учитель химии

2). Усенко Екатерина, 9а кл.

3). Манджиева Мария, 9а кл.

4). Белькеева Ангира, 9а кл.

5). Овадыкова Заяна, 9а кл.

6). Аристаева Александра, 9бкл.

8.

МБОУ «СОШ № 17 им. Д.Н. Кугультинова», г. Элиста

1). Кекеева Кермен Шуркаевна

9.

МБОУ «СОШ № 20», г. Элиста

1). Нохашкиева Рита Васильевна

2). Даваев Эльвег, 11 кл.

3). Мучкаев Цагада, 11 кл.

4). Андреева Булгун, 11 кл.

5). Эрдниева Гиляна, 11 кл.

6). Самарский Михаил, 11 кл.

7). Четверткова Кристина,11 кл.

10.

Троицкая гимназия имени Б.Б. Городовикова, с. Троицкое

1). Душинова Алла Атнасыновна, руководитель учебно-исследовательской лаборатории, координатор программы «Школьная Лига РОСНАНО»

2). Габунов Эльдя, 11 кл.

3). Шураева Айса, 11 кл.

4). Букшургинов Максим, 11 кл.

5). Соколова Александра, 11 кл.

11.

МБОУ «Элистинский лицей»

1). Манджиева Елена Куприяновна, учитель русского языка и литературы;

Учащиеся 11 класса:

2). Акугинова Алтана-Джома
3). Антонова Виктория
4). Грицков Александр
5). Дорджиева Алина
6). Кодлаева Баина
7). Максимов Алдар
8). Менглинова Даля
9). Микуляева Екатерина
10). Мукаева Ангира
11). Муксунова Дасел
12). Олифиренко Екатерина
13). Онкуляева Алтана
14). Очиров Бадма
15). Очиров Нимгир
16). Очхаев Арслан
17). Пашкаева Баина
18). Пуринова Юлия

19). Санджи-Горяева Кема

20). Убушаева Даяна

21). Хочинов Айс

22). Шоволдаева Улана

12.

МБОУ «Элистинский технический лицей»

1). Отырова Людмила Очировна, учитель биологии;

2) Чимидова Татьяна Гаряевна, учитель географии;

3) Корнеев Марк, 10 кл.;

4) Стасенко Александр, 10 кл.;

5) Салыкова Екатерина, 10 кл.;

6) Нохаев Санчир, 10 кл.;

7) Мучеряева Галина, 10 кл.

13.

МБОУ «Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского»

1). Шишкарева Юлия Валериевна - учитель

2). Солопова Елизавета, 9 б кл.

3). Яценко Виктория, 9 б кл.
4). Ейскова Людмила, 9 а кл.
5). Гермашева Юлия, 9 а кл.
6). Демиденко Елизавета, 9а кл.

14.

МБОУ «Калмыцкая национальная гимназия им. А.Ш. Кичикова» - клуб «Медрл»

1) Коваева Баир Макаровна – учитель калмыцкого языка и литературы, руководитель клуба «Медрл»;

2) Рыбакова Анна Владимировнаучитель

3) Горяева Амуланга, 9 а кл.

4) Кокуева Алтана, 8 а кл.

5) Манджиева Делгир, 8 а кл.

15.

Элистинская многопрофильная гимназия личностно ориентированного обучения и воспитания

1). Очир-Горяев Аюш;

2). Бембеева Буйнта

16.

МБОУ «СОШ № 3», г. Элиста

1.Убышева Галина Васильевна, учитель калмыцкого языка и литературы;

2.Наминова Алина, 3 кл.;

3.Эренценов Алтан, 3 кл.;

4.Хургунова Ирина, 3 кл.;

5.Хуцаева Айса, 5 кл.;

6.Сандыкова Герел, 5 кл.;

7.Бадмаева Виктория, 5 кл.

17.

МКОУ «Многопрофильная гимназия г. Лагани»

1) Боваева Мира Дермяновна, учитель физики

2) Катаева Лада 10 кл.;

3) Мадакова Ангира 10 кл.;

4) Намтуев Сенге 9б кл.;

5) Хулхачиев Юрий 9б кл.;

6) Бадмахалгаев Акдан 9б кл.;

7) Пальшинов Алдар 8а кл.;

8) Бадмаев Олег 8а кл.

18.

МКОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им. Хонина Косиева»

1) Сумьянова Ольга Андреевна, методист

2) Самбуева Софья Николаевна,

учитель физики

3) Батаева Гиляна, 11 кл.;

4) Бальзиров Чингис, 11 кл.

19.

Факультет математики, физики и информационных технологий;

1). Сумьянова Елена Владимировна, декан ФМФиИТ;

2). Бисенгалиев Рустем Александрович, доцент кафедры экспериментальной и общей физики

20.

Кафедра германской филологии:

1). Сарангаева Жанна Николаевна, и.о. зав. кафедрой;

Студенты:

2).Чудутова Елизавета, 3 курс;

3).Бадмаева Надежда, 3 курс;

4).Ользеева Байсана, 3 курс

21.

Факультет педагогического образования и биологии

1). Босхомджиева Елена Дорджиевна, зам. декана по учебной работе

22.

Гуманитарный факультет

1). Амаева Даглара Владимировна, доцент кафедры истории России

23.

Инженерно-технологический факультет

1). Эвиев Валерий Андреевич, декан ИТФ;

2). Арашаев Александр Владимирович, преподаватель ИТФ (ответственный по профориентации)

Состав студенческой рабочей группы

№ пп

Ф.И.О. студента

факультет

Курс

1.

Аль-Килани Валерий

ФМФ

3 курс

2.

Сельдиков Александр

ИКФиВ

1 курс

3.

Бадмаева Наталья

ФПОиБ

4 курс

4.

Ширинов Владимир

ФПОиБ

4 курс

5.

Чудутова Елизавета

ГФ

3 курс

6.

Бадмаева Надежда

ГФ

3 курс

7.

Ользеева Байсана

ГФ

3 курс

8.

Босхомджиева Айса

ИКФиВ

3 курс

9.

Кониев Эренцен

Экономический

ф-т

 

1 курс

/sites/default/files/ckeditor/31834/files/Программа НАНОвый год.doc


Неделя краеведения в КалмГУ

С  29 сентября 2014 года в КалмГУ – ресурсном центре Школьной Лиги РОСНАНО была проведена неделя краеведения для школьников и студентов Калмыкии.

Все музеи университета (истории высшего образования, Б.Б. Городовикова, академика П.М. Эрдниева,  зоологический, художественных произведений профессора В.А. Саксыкова, этнографический «Калмыцкая кибитка»)  были открыты для них.

В связи с большим потоком желающих познакомиться с экспозициями  экскурсии проводились до  1 декабря 2014 года включительно. 

В ходе экскурсий школьникам и студентам были продемонстрированы документальный фильм «Мастер прорыва», посвящённый Б.Б. Городовикову,   хроникальные кадры, рассказывающие о флоре и фауне Калмыкии и истории становления университета.


НАНОвый год - 2014 в Республике Калмыкия

12 сентября 2014 года студенты, работавшие в этом году кураторами-стажёрами в Нанограде-2014, совместно с музеем университета отметили НАНОвый год, пригласив для участия школьников из Хар-Булукской СОШ вместе с учителем Лиджиевой Ириной Григорьевной.

В ходе встречи Даржинова Любовь выступила с презентацией на тему: «Нанотехнологии: вчера, сегодня, завтра». Ковалева Элина рассказала о том, как проходила в университете деловая игра-конкурс «Журналист: университет глазами школьников». Ширинов Владимир поделился своими впечатлениями о работе в качестве куратора-стажера в Нанограде-2014, который проходил в этом году близ Тольятти.

 

 

Студенты пригласили ребят активно участвовать во всех сетевых событиях Школьной Лиги РОСНАНО и сообщили, что руководством университета запланировано проведение Нанограда в Калмыкии.

 

Школьников такая идея очень вдохновила и, чтобы принимать активное участие в конкурсных программах этого учебного года, зарегистрировались на сайте Школьной лиги РОСНАНО. Координатором проекта в Хар-Булукской СОШ стала учитель Лиджиева Ирина Григорьевна.

По окончании встречи участники сыграли во всемирно известную и увлекательную игру Дженга, где нужно использовать логику и знание физики. В ходе игры каждый участник должен был, доставая блок из основания башни и кладя наверх, продемонстрировать ловкость рук и аккуратность. Башня становилась ее всё более высокой и менее устойчивой. Это сооружение продержалось 40 минут и развалилось под смех и шутки ребят.

 

 

Мы надеемся, что все участники встречи примут участие в конкурсах ШЛР, а в будущем станут жителями Нанограда-2015.

 

Даржинова Любовь, общественный координатор Программы "Шкльная лига РОСНАНО" в Республике Калмыкия


В Калмыкии прошли встречи координатора ресурсного центра Школьной лиги РОСНАНО со школами


Календарный план мероприятий, проводимых ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» в рамках Всероссийской программы «Школьная Лига РОСНАНО» на 2014 год

пп

Наименование мероприятия

Дата

проведения

Ответственные

 1.

Вовлечение школьников Калмыкии во Всероссийскую программу «Школьная Лига РОСНАНО»

Постоянно

Даржинова Л.В., студентка 1 курса гуманитарного факультета ФГБОУ ВПО «КалмГУ», координатор программы «Школьная Лига РОСНАНО»

2.

Разработка программы музейной лаборатории на федеральном сетевом ресурсе «Школьная Лига РОСНАНО»  

Январь-февраль

Даржинова С.В., к.п.н., доцент, директор музея ФГБОУ ВПО «КалмГУ»

3.

Разработка и реализация программы «Ориентир-вуз»:

1) Разработка Положения о проведении деловой игры «Журналист» между командами школ Калмыкии в рамках профориентационной работы ФГБОУ ВПО «КалмГУ»;

2) Рассылка информационных писем-приглашений муниципальным образовательным учреждениям для участия в конкурсе

Февраль

Даржинова Л.В., студентка 1 курса гуманитарного факультета ФГБОУ ВПО «КалмГУ», координатор программы «Школьная Лига РОСНАНО»

4.

Неделя НАНО:

Лекция «Нанотехнологии в современном мире» - Батырев А.С., к.ф-м.н., доцент;

Экскурсии школьников в Наноцентр – 5 мкр., 3 корпус, кабинет 110;

Экскурсии школьников в центр 3-Dпрототипирования – 5 мкр., 3 корпус кабинет 110.

10-16 марта

Даржинова Л.В., координатор программы «Школьная Лига РОСНАНО»; 

Файзиев Р.М., начальник инновационно-аналитического отдела;

Даржинова С.В., директор музея;

Максимова О.С., руководитель

БУ ДО РК «Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения»

5.

Проведение деловой игры «Журналист» в рамках профориентационной работы

3 декада

марта 2014 г.

Даржинова Л.В., координатор программы «Школьная Лига РОСНАНО»; 

Даржинова С.В., директор музея;

Максимова О.С., БУ ДО РК «Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения»;

Мутырова А.С., зав. отделом профориентационной работы

6.

Международная научная музейная конференция «Сетевое взаимодействие в контексте диалога культур»

Апрель

ФГБОУ ВПО «КалмГУ»;

Школьная Лига РОСНАНО;

БУ ДО РК «Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения»

7.

Размещение в сети Интернет отчёта о деятельности ресурсного центра в Калмыкии

Май

Даржинова С.В., директор музея ФГБОУ ВПО «КалмГУ»

 

8.

Участие в  Международной научно-практической конференции «Альтернативное образование»

Июнь

Даржинова С.В., директор музея;

Кафедра психологии

ФГБОУ ВПО «КалмГУ»

9.

Участие в летней школе Наноград-2014 г.

Июль

Даржинова Л.В., координатор программы «Школьная Лига РОСНАНО» 

10.

Разработка и утверждение календарного плана работы ресурсного центра на 2014-2015 учебный год

Август

Даржинова Л.В., координатор программы «Школьная Лига РОСНАНО»; 

Даржинова С.В., директор музея;

 Максимова О.С., руководитель

БУ ДО РК «Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения»

11.

Открытие НАНОучебного года  в ресурсном центре ФГБОУ ВПО «КалмГУ»

3 декада сентября

Даржинова Л.В., координатор программы «Школьная Лига РОСНАНО»; 

Даржинова С.В., директор музея;

Максимова О.С., руководитель

БУ ДО РК «Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения»

12.

Привлечение школьников Калмыкии к участию в осеннем грантовом конкурсе молодёжных социокультурных проектов: исследования, технопредпринимательство, просвещение, культурные акции

Октябрь

Даржинова Л.В., координатор программы «Школьная Лига РОСНАНО»; 

Даржинова С.В., директор музея;

Максимова О.С., руководитель

БУ ДО РК «Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения»

13.

Привлечение школьников Калмыкии к участию в Зимних Наноиграх

Октябрь-ноябрь

Даржинова Л.В., координатор программы «Школьная Лига РОСНАНО»; 

Даржинова С.В., директор музея

14.

Участие в научно-практической конференции Школьной Лиги РОСНАНО

Декабрь

Даржинова Л.В., координатор программы «Школьная Лига РОСНАНО»; 

Даржинова С.В., директор музея;

Максимова О.С., руководитель

БУ ДО РК «Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения»

15.

Годовой отчёт о деятельности ресурсного центра

Декабрь

Даржинова Л.В., координатор программы «Школьная Лига РОСНАНО»; 

Даржинова С.В., директор музея

Календарный план составила Даржинова С.В., к.п.н., доцент, директор музея ФГБОУ ВПО «КалмГУ».

Согласовано с БУ ДО РК «Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения». Руководитель Максимова О.С.


III Всероссийская неделя нанотехнологий и технопредпринимательства в Калмыцком государственном университете

В рамках Всероссийской программы Школьной Лиги РОСНАНО «Ориентир – вуз» в Калмыцком государственном университете с 10 по 16 марта прошла Неделя нано.

В целях укрепления связей со школами и ознакомления с нанотехнологиями проводятся лекционные экскурсии для школьников. На экскурсиях  уже побывали более 100 учащихся из различных образовательных учреждений республики.

Так, 13 марта 2014 года для учащихся  Хар-Булукской СОШ, Троицкой гимназии, СОШ № 18, 10, МБОУ «Элистинский лицей» были проведены экскурсии  в центре нанотехнологий и центре 3-Dпрототипирования.

Во время экскурсий Батырев А.С., к.ф.-м.н, доцент прочитал лекцию на тему «Нанотехнологии. Что это такое?», а студент 4 курса Гахаев Арслан представил свою презентацию, посвящённую технологии 3-D  печати, в которой рассказал о перспективах применения и достижениях этой новой индустрии. Затем школьники смогли увидеть, как работает 3-Dпринтер и задать интересующие вопросы. Большой интерес у учащихся вызвала информация о перспективах использования этой технологии в медицине, когда можно будет  при необходимости  «напечатать» новые органы – печень, или ухо.

 

Экскурсии прошли интересно и познавательно. Такие мероприятия будут проводиться  на базе университета и дальше, так как направлены на вовлечение учащихся в инновационную, рационализаторскую и изобретательскую деятельность.

Организаторами мероприятия выступили музей и инновационно-аналитический отдел ФГБОУ ВПО «КалмГУ», а также Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения.

С.В. Даржинова, директор музея 

__________________________________________

Деловая игра-конкурс «Журналист: университет глазами школьников»

28-29 марта 2014 года  в рамках Всероссийской программы «Ориентир-вуз» в ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» состоялась деловая игра-конкурс «Журналист: университет глазами школьников», идея проведения, которой принадлежит Даржиновой Любови, студентке 1 курса гуманитарного факультета, общественному координатору Всероссийской программы «Школьная Лига РОСНАНО». Ею же было разработано Положение о деловой игре-конкурсе.

Информация о проведении игры-конкурса была разослана по всем образовательным учреждениям РК до 1 марта 2014 года. Поступило 56 заявок на участие. Отбор команд проводило студенческое жюри под председательством Даржиновой Любы. В него также вошли студентки 1 курса гуманитарного факультета Ковалева Элина, Бадаева Элина, Маглинова Ольга. Основанием для отбора служили мотивационные письма, представленные командами. 

http://schoolnano.ru/node/11443

_________________________________________________________________________

Республиканский семинар «Инновационная деятельность в системе дополнительного образования»

     30 апреля 2014 года в ресурсном центре Школьной Лиги РОСНАНО в Калмыкии - ФГБОУ ВПО «КалмГУ» состоялся Республиканский семинар «Инновационная деятельность в системе дополнительного образования».
    Организаторами семинара выступили музей ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» и БУ ДО РК «Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения».

       Открыла семинар проректор по экономике и инновациям Э.И. Мантаева, обратившись с приветствием к участникам, рассказала об инновационной деятельности университета. Она заметила, что проведение такого рода семинара будет способствовать  развитию сетевого образовательного инновационного сообщества республиканского уровня, объединяющего представителей школы, бизнеса, науки и культуры в целях отбора и сопровождения одаренной молодежи, способной к исследовательской, технологической, предпринимательской творческой деятельности и формирования поколения грамотных потребителей новаций. При этом особо отметила, что университет является ресурсным центром федеральной программы «Школьная Лига РОСНАНО» и участвует во всех всероссийских программах, инициированных ШЛР.

     Так, в рамках Всероссийской Нанонедели прошли экскурсии для школьников в Центре 3D-прототипирования и центре нано-технологий, а в рамках Всероссийской программы «Ориентир – вуз» в университете была проведена деловая игра-конкурс «Журналист: университет глазами школьников». Её идея проведения принадлежит студентке 1 курса гуманитарного факультета Даржиновой Любе, являющейся общественным координатором Всероссийской программы «Школьная Лига РОСНАНО». Также она выразила особую благодарность Республиканскому центру детско-юношеского туризма и краеведения, его руководителю Максимовой Ольге Саврушевне за эффективное сотрудничество с университетом в инновационной деятельности.

Затем с приветствием к участникам семинара обратился представитель Министерства образования и науки Очиров Санал Церенович, начальник отдела дополнительного образования, воспитания и зашиты прав детства. Он поблагодарил ФГБОУ ВПО «КалмГУ» в лице проректора Мантаевой Э.И. за поддержку системы дополнительного образования. Кратко рассказал об имеющихся успехах и начинаниях в области инноваций в РК.

      

Далее выступила О.С. Максимова, руководитель БУ ДО РК «РЦДЮТиК», с информацией об инновационной деятельности в системе дополнительного образования. Она объявила о работе круглого стола в рамках семинара. В дискуссии приняли участие: учащиеся образовательных учреждений РК Айса Хулхачиева, Савр Задбаев, Андрей Бельтриков, Даяна Улюмджиева, Мария Мергульчиева, Бальзира Шитляева, Очир Сатуев, Наталья Бормотова, Ольга Лиджи-Горяева, Сергей Морозов, Анна Ленькова, Екатерина Маяцкая, Эльза Номтынова. Они рассказали о тех естественнонаучных и технических идеях, которые они развивают в своих научно-исследовательских проектах:

Хулхачиева Айса Сергеевна, учащаяся 9 класса МКОУ «Гашун-Бургустинская СОШ им. Эрдниева У.Э.»

«Удивительный мир бумаги».

Направление: «Экологические проекты и природосберегающие технологии».

Зодбаев Савр Владимирович, учащийся 9 б класса МБОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия им. Х. Косиева».

 

«Теплоемкость и удельная теплоемкость материалов и веществ».

Направление: «Физика».

Бельтриков Андрей, учащийся 9 класса МБОУ «Ики-Бурульская СОШ им. А.Пюрбеева». 

«Опустынивание. Миф или реальность?». Направление: «Экологические проекты и природосберегающие технологии» (сельское хозяйство)

Улюмджиева Даяна, учащаяся 8 класса МБОУ «Адыковская СОШ им. Г.Б. Мергульчиева».

«Применение кислот в быту». Направление: «Химия в нашей жизни».

Мергульчиева Мария, Шитляева Бальзира, учащиеся 10 класса МБОУ «Адыковская СОШ им. Г.Б. Мергульчиева».

«Качество питьевой воды и перспектива водоснабжения в п. Адык».

Направление: «Экологические проекты и природосберегающие технологии».

Сатуев Очир Саналович, учащийся 9 класса МБОУ «Комсомольская гимназия им. Б.Басангова».

«Об экологических проблемах п. Комсомольский».

Направление  "Экологические проекты и природосберегающие технологии".

Бормотова Наталья Александровна, учащаяся 7-а класса МКОУ «Лаганская СОШ № 1».

«Физика в жизни кошки».

Направление: «Удивительный мир физики».

Лиджи-Горяева Ольга Леонидовна, учащаяся 8-а класса МКОУ «Лаганская СОШ № 1».

«Влияние напитка Coca-Colaна организм человека».

Направление: «Химия в нашей жизни».

Морозов Сергей Александрович, учащийся 8-а класса МКОУ «Лаганская СОШ № 1».

«Музыкальная колонка».

Направление: «Юный изобретатель и рационализатор».

Ленькова Анна Евгеньевна, учащаяся 8-б класса МКОУ «Лаганская СОШ № 1».

 

«Нанотехнологии вокруг нас».

Маяцкая Екатерина Евгеньевна, учащаяся МБОУ «СОШ № 21» г. Элисты.

Исследовательский проект «Пластиковая посуда: за и против».

Номтынова Эльза Мергеновна,   учащаяся МБОУ «СОШ № 21» г. Элисты.

«Исследование чигяна – традиционного напитка калмыков».

В работе круглого стола приняла участие и студентка 1 курса гуманитарного факультета Любовь Даржинова, которая рассказала о своём опыте участия в программах Школьной Лиги РОСНАНО и призвала ребят принимать участие в конкурсных программах Лиги, направленные на развитие школьного этапа образования в области естествознания, технопредпринимательства и высоких технологий. Также она пригласила их поступать в Калмыцкий государственный университет, где каждый может получить возможность для реализации своего проекта.

После перерыва на обед работа семинара продолжилась в секции экскурсионно-краеведческой работы  и секции спортивного туризма. В ходе секционной работы участники семинара – учителя, методисты и преподаватели университета смогли обсудить те проблемы, которые  необходимо решить в системе дополнительного образования:

Секция экскурсионно-краеведческой работы.

Адьянова Е.С., заведующая краеведческим отделом БУ ДО РК «РЦДЮТиК»

«Индивидуальное обучение и воспитание учащихся средствами краеведения»

Батырева М.И., учитель истории МБОУ «Комсомольская гимназия им. Б. Басангова»

«Инновационные технологии на уроках краеведения»

Кольцов П.М., д.и.н., профессор ФГБОУ ВПО «КалмГУ»

«Современные методики

археологических исследований»

Маглинов В.С., методист БУ ДО РК «РЦДЮТиК»

«Воспитание гражданственности и патриотизма в системе дополнительного образования

Надбитов Р.К., к.и.н., методист БУ ДО РК «РЦДЮТиК» 

Активизация исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях Республики Калмыкия

Задваев Б.С., к.и.н., заведующий экскурсионным отделом БУ ДО РК «РЦДЮТиК»

Проект «Детско-юношеское

движение «ЗУН»

Мангутова Б.В., учащаяся 10 класса  МБОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия имени Х. Косиева»;

Дорджиева Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Кетченеровская многопрофильная  гимназия имени Х. Косиева».

«Из опыта исследовательской деятельности и участия в республиканской конференции «Бичкн Торскм», во всероссийском конкурсе «Отечество»

Секция спортивного туризма.

Место проведения: МБОУ «СОШ № 17 им. Кугультинова Д.Н.»

 г. Элисты

Тутышев В.Н., заведующий отделом спортивного туризма БУ ДО РК «РЦДЮТиК»

«Новые формы туристской работы в школе (скалолазание, веревочный парк, турзал).

«Туристско-краеведческая деятельность – школа жизни для подростков».

Бабенко А.А., учитель ОБЖ, МБОУ «Соленовская СОШ им. В.А. Казначеева»

Яшалтинского района.

Гюнзикова О.Ф., учитель ОБЖ МОКУ «Хар-Булукская СОШ» Целинного района

«Велотуризм – один из видов здоровьесберегающих технологий».

«Инновации в спортивном туризме».

Бутаева И.Б., директор МБОУ «Кетченеровская многопрофильная гимназия имени Х. Косиева».

 

ВложениеРазмер
Газета "Ориентир-вуз" ("Журналист", 2014).pdf2.87 МБ