Ресурсный центр Программы "Школьная лига РОСНАНО" в СПб

ГОРОД: Санкт-Петербург

АДРЕС: Санкт-Петербург, Аптекарский проспект, 2, 3 этаж.

ТЕЛЕФОН: +7(812) 640-21-31

АДРЕС САЙТА: 

E-mail: elena@schoolnano.ru

КОНТАКТНОЕ ЛИЦО: Юшкова Елена Викторовна, канд.техн.наук, руководитель ресурсного центра Программы "Школьная лига РОСНАНО" в СПб.

 В задачи Ресурсного центра СПб входит:

  • Координация деятельности региональной сети «Школьной лиги РОСНАНО», разработка и проведение сетевых событий в рамках Программы «Школьная лига РОСНАНО». 
  • Помощь школам в повышение готовности педагогических кадров, участников и партнеров Программы к реализации задач формирования и развития навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности.
  • Разработка и реализация эффективной модели вовлечения детей и молодежи Санкт-Петербурга и Ленобласти в инновационную деятельность.
  • Разработка и реализация механизма социального партнерства школы, вуза, производства и бизнеса, направленного на вовлечение талантливой и целеустремленной молодежи со школьной и студенческой скамьи в «прорывные» проекты и перспективные направления деятельности.

Планируя работу ресурсного центра, мы опирались на сетевой календарный план Программы «Школьная лига РОСНАНО».


ШКОЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

План недели в ресурсном центре.pdf


СОБЫТИЯ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА


17 декабря 2015 года. На базе Лицея № 572 Невского района Санкт-Петербурга состоялась  Пятая городская межпредметная игра «Детективные агентства»". Партнером события выступила Федеральная сеть магазинов оптической техники "Четыре глаза".  На фото - Марина Владимировна Атланова - директор магазина "Четыре глаза" (на Шостаковичей, СПб).

Ребята из 5 школ города соревновались на приз "Большой детективной Лупы" , которую любезно предоставили для игры партнеры проекта. 

"Мы планируем проводить эту игру регулярно, один раз в полугодие - весной и осенью, а Кубок "Большой Детективной лупы сделать переходящим, - говорит организатор события Светлана Васильевна Власова, заместитель директора лицея. - Наши партнеры готовы нас поддерживать, а у ребят появился дополнительный мотив и азарт соревнования".

 

Победы распределились следующим образом:

Места распределились следующим образом:

Третье место поделили участники игры ГБОУ лицея № 572 и ГБОУ СОШ № 327;

Второе заняли участники игры   ГБОУ лицея № 30 и ГБОУ СОШ № 77;

Первое место с отрывом всего в 2,5 балла и большую детективную лупу увезли участники игры  из лицея № 179!

Спасибо всем участникам за игру!

 

16 декабря в Санкт-Петербургском ресурсном центре Лиги пошло награждение победителей и призеров осенней сессии конкурсной образовательной программы «Школа на ладони». Фото смотрите на странице событияhttp://schoolnano.ru/node/207487 .

 

Городская интерактивная межпредметная игра «Детективные агентства»" состоялась на базе Лицея № 572 Невского района Санкт-Петербурга.

Репортаж о ходе расследования детективных историй читайте здесь.

 


Уважаемые коллеги! 

9 октября 2015 года (в пятницу) состоится первая плановая встреча координаторов школ-участниц и школ-партнеров  программы «Школьная лига РОСНАНО».

Тема встречи: «Календарные события сентябрь-октябрь-ноябрь. Проектируем события, обмениваемся опытом».

Встреча состоится на базе Ресурсного центра Программы «Школьная лига РОСНАНО» в Санкт-Петербурге по адресу: СПб, Аптекарский пр., д 2, 3 этаж, пространство «Миры увлечений» (м. «Петроградская», напротив Ботанического сада).

Время работы: с 16-30 до 18-00


 

16-й День Открытого Космоса в Санкт-Петербурге

Уважаемые коллеги! 

Для тех, кто очень хотел, но не смог принять участие в программе "Живая Вселенная" 26 сентября Сеть магазинов оптической техники "Четыре глаза" проводит образовательную программу "16-й День Открытой Астрономии". Принять участие в программе вы можете, зарегестировавшись по ссылке

При регистрации в поле "Вопрос лектору" просим вас указать точное количество участников от школы и "кодовое слово" - Школьная лига РОСНАНО.
 
В программе:
18:00– интерактивная научно-развлекательная программа и познавательная лекция для детей и родителей от космического и позитивного Никиты Попова, директора клуба космонавтики им. Ю. Гагарина.
19:00– лекция «Почему взрываются звезды» Назара Робертовича Ихсанова, доктора физико-математических наук, заведующего сектором эволюции звезд Главной (Пулковской) астрономической обсерватории РАН, профессора кафедры Астрофизики СПБГУ.
19:30– серия вопрос-ответ: ответы на самые интересные вопросы (вопросы можно задать при регистрации на мероприятие)
20:00 – просмотр научно-популярного фильма
С 18:00: Наблюдения в микроскопы  (до 22:00). Традиционно, будет просмотр готовых микропрепаратов.
Наблюдения в телескопы (до 23:00). Надеемся на ясное небо и будем смотреть Луну, а также попробуем отыскать далекий Уран!

Образовательная программа Шестнадцатый День Открытой Астрономии в Санкт-Петербурге состоится 26 сентября 2015 года на территория ТРЦ «Гранд Каньон», пр. Энгельса, д. 154.  Начало в 18-00. 

 


"Нанокот в мешке" и "Живая Вселенная"

10 сентября 2015 года школы-участницы программы «Школьная лига РОСНАНО» отметили свой корпоративный праздник – НАНО-новый год (НАНОвый год).

Сетевым событием для школ стала интерактивная сетевая игра «Нанокот в мешке», проводимая в формате видеоконференцсвязи. На связи с ведущими игры в студии Школьной лиги в Санкт-Петербурге были школы из г. Москвы, Элисты, Урюпинска, пос. Октябрьский Ульяновской области и Сургута. Участники игры соревновались с знаниях о наноиндустрии, отвечали на вопросы ведущих доктора педагогических наук Леонида Илюшина и кандидата психологических наук Анастасии Азбель и строили стратегии развития предприятий. Роль «инвестора» сыграл Андрей Тяглый, менеджер дистанционных программ «Школьной лиги РОСНАНО».

В санкт-петербургском ресурсном центре Лиги более 80 учащихся 5-6 классов и учителей стали участниками образовательной программы «Живая Вселенная», подготовленной сотрудниками центра совместно с сетью магазинов оптической техники» «Четыре глаза».

Юные исследователи с интересом слушали лектора, который рассказал о возможностях цифровой микроскопии, обсуждали структуру и свойства биологических объектов под 200-кратным увеличением. Ребята изучили способы работы с оптической техникой различного увеличения, познакомились с возможностями телескопов и цифровых микроскопов, а также узнали о необыкновенных свойствах плоского аквариумного обитателя планарии обыкновенной, как выглядит срез стебля под микроскопом и почему клетки живых организмов так назвали.

После вступительной лекции и общего знакомства с возможностями цифровой микроскопии школьники разошлись по станциям, где работая в группах, самостоятельно смогли исследовать окружающий мир. В то время как на станции световой микроскопии ребята делали микропрепараты клеток дрожжей и брали придонные пробы аквариумной воды, на станции «небольших увеличений» их коллеги решали интеллектуальные задачи про наноразмеры и наноструктуры в живых системах и микроорганизмах. Микромир живых существ, которых невозможно увидеть «простым глазом», криптограммы и тексты из далекого прошлого, которые можно было прочитать лишь с помощью специальных увеличительных стекол и лупы различного увеличения – всё это было в распоряжении исследовательских команд.

Школьная лига РОСНАНО поздравляет всех участников НАНОвого года с корпоративным праздником и желает новых ярких открытий и побед.


Уважаемые коллеги!

10 сентября 2015 года с 15-00 до 17-00 мы с удовольствием приглашаем вас и ваших детей в ресурсный центр на Аптекарском проспекте, д.2, образовательное пространство "Миры увлечений" отметить НАНОновый год!

Ребята увидят удивительный мир крошечных существ Левенгука, обнаружат целую Вселенную инфузорий и амёб в капле воды, узнают как снимать фильмы под микроскопом, сделают свой собственный микропрепарат из клеточных культур грибов и еще много интересного и увлекательного из микромира. Узнают, как работает телескоп и когда лучше смотреть на звезды, пройдут курс начинающего астронома и микробиолога.

Познавательную программу "Живая Вселенная" мы подготовили совместно с сетью магазинов оптической техники  . Ведущий - Дмитрий Константинович Державин.

Программа расчитана на школьников 5-6 классов. В программе школьникам предстоит работа с микроскопами и телескопами, поэтому вы можете договориться с детьми, чтобы они прихватили с собой различные объекты, которые им самим интересно было бы рассмотреть под микросопом.

Запись по телефону 8-931-239-80-65 или по почте: elena@schoolnano.ru. К сожалению, количество мест ограниченно, мы сможем принять 60-70 человек, поспешите подать заявку заранее. До встречи!


 

 


14 марта 2015 года. День числа "Пи" http://schoolnano.ru/node/18267

 

13 марта 2015 года. День деловых игр.

Нанотехнологии: от создания до внедрения. Деловые игры нового поколения http://schoolnano.ru/node/18216

Робототехника. Биомеханика движения (деловые игры и инженерное проектирование) http://schoolnano.ru/node/18220

"Детективное агентство". Городская межпредметная игра на базе лицея № 572.

Из комментария координатора школы Власовой Светланы Васильевны. "13 марта 2015 года в нашем лицее проводилась интерактивная межпредметная  игра "Детективные агентства" для обучающихся из школ - участниц Школьной лиги РОСНАНО.

Гостями игры "Детективные агентства"  были представители школ: 6, 227, 526, 572, 643  из Василеостровского, Невского, Московского, Фрунзенского районов Санкт-Петербурга.

Перед ребятами выступила координатор образовательных проектов Школьной лиги РОСНАНО Александра Тесакова, выпускающий редактор игр Школьной лиги РОСНАНО. Всем очень понравилась игра!"

12 марта 2015 года. Как сделать научно-популярный фильм "на коленке". Встреча с Ириной Дулениной http://schoolnano.ru/node/18215

 

 

11 марта 2015 года. Встреча с ученым и бизнесменом Кириллом Александровичем Соловейчиком

Традиционно мы задаем нашим гостям-бизнесменам 4 вопроса:

1.      Какой у Вас опыт деятельности в сфере высоких технологий (бизнес, наука, управление и др.) и чем на Ваш взгляд высокотехнологичное производство ОТЛИЧАЕТСЯ от любого другого.

2.      Какими качествами нужно обладать, чтобы СОЗДАТЬ высокотехнологичное производство (личностными и профессиональными).

3.      Какими качествами нужно обладать, чтобы УПРАВЛЯТЬ высокотехнологичным производством.

4.      Чем привлекает Вас эта сфера деятельности (высокие технологии и производство).

Школьники задают свои вопросы, которые покажутся им интересными и важными.


10 марта 2015 года Открытие недели высоких технологий и технопредпринимательства

10 марта состоялось открытие Недели высоких технологий в Санкт-Петербургском ресурсном центре Программы «Школьная лига РОСНАНО».

Открывала Неделю высоких технологий научный руководитель программы, доктор педагогических наук, профессор Елена Ивановна Казакова. Ее лекция была посвящена высоким технологиям и… трем правилам Артура Кларка (причем ребята практически сами смогли «переоткрыть» и сформулировать эти правила, следуя за мыслью лектора).

Школьники приняли участие в прямой трансляции открытия недели, побывали на открытом мастер-классе минилаборатории «Science-in-box», попробовали себя в роли экспериментаторов на «Станции токопроводящих свойств наноматериалов». Любой желающий мог померяться «силой мысли» со своим товарищем и испытать уникальные свойства Mind-flex–технологии.

На станции гидрофобов между старшеклассниками шла дискуссия о свойствах гидрофобных жидкостей и способах их применения, а «магнитный лабиринт» стал центром изучения особых свойств ферромагнетиков. Искусство фризлайта вызвало интерес у самых младших участников. Рисовать светом ребята пробовали при помощи смартфонов и светодиодных устройств.


14 февраля 2015 года  Играем в "Детективное агентство" 

Место: ГБОУ лицей № 572 Невского района Санкт-Петербурга, ул. Латышских стрелков.д.9,к.1.

Время:  с 14.00 до 15.30.

Информация для школьников и учителей

Уважаемые коллеги, д орогие друзья!  Ресурсный центр Программы «Школьная лига РОСНАНО» и ГБОУ лицей № 572 Невского района Санкт-Петербурга приглашают обучающихся 8-9 классов ОУ Невского района района принять участие городской интерактивной межпредметной игре «Детективные агентства» 14 февраля 2015 года.

Регистрация участников игры: 14.00 -14.15;

Количество участников от школы: 4-5 человек;

Заявки на участие просим отправить по эл. адресу: vsv0301@gmail.com

Контактный телефон организатора: +79219814078

Власова Светлана Васильевна, заместитель директора по УВР (информатика)

Образец заявки смотрите здесь: Заявка.docx

Фотоотчет об игре смотрите здесь: ГОРОДСКАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИГРА (1).docx

 


5 февраля 2015 года. Награждение победителей конкурсной программы "Школа на ладони" - осенне-зимняя сессия.

Фоторепоратаж с Церемонии награждения победителей конкурсной программы зимних наноигр смотрите здесь . 

 

Список победителей и призеров из Санкт-Петербугра смотрите на странице http://contest.schoolnano.ru/.

Наших победителей и призеров поздравили:

Елена Ивановна Казакова - д.п.н., председатель экспертного совета Программы "Школьная лига РОСНАНО"

Ирина Анатольевна Евланова - главный специалист отдела воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

Денис Алексеевич Котов  - Генеральный директор сети книжных магазинов "Буквоед".

Ведущий - Леонид Сергеевич Илюшин, д.п.н., эксперт программы "Школьная лига РОСНАНО", один из основателей музыкально-поэтического клуба "Люблюз".

9 февраля стартовала зимне-весенняя сессия для школьников http://contest.schoolnano.ru/

Желаем всем участникам новых побед!


Уважаемые коллеги!

5 февраля 2015 года состоится Церемония награждения победителей, призеров и участников V Конкурсной программы Зимних НАНОигр (2015). В церемонии награждения примут участие первые лица и руководители Программы «Школьная лига РОСНАНО», авторы конкурсов, представители Комитета по образованию г. Санкт-Петербурга, призеры и победители конкурсов Пятых Зимних НАНОигр из школ СПб.

Уважаемые координаторы, после Церемонии награждения конкурсантов мы планируем уделить время вопросу подготовки к предстоящей Школьной неделе высоких технологий. В этом году событие будет проходить под эгидой трех корпораций: РОСНАНО, Росатом, Роскосмос. Запланируйте, пожалуйста, для себя еще 30 минут для этой консультации.

Мы будем рады видеть вас на мероприятии, надеемся на успешное сотрудничество.

Время проведения: 5 февраля –17:00 – 19:00.

Место проведения: Санкт-Петербург, Невский пр-т, 46, Парк культуры и чтения «Буквоед».

 


Деловая игра "Робототехника: от создания до внедрения" в ЦНИИ Робототехники и технической кибернетики

Об итогах игры читайте на страницах http://schoolnano.ru/node/17542http://www.rtc.ru/news-c/news2.php?subaction=showfull&id=1418732648&archive=&start_from=&ucat=5& и http://www.nanometer.ru/2014/12/17/delovaa_igra_446444.html

 


Образовательные экскурсии школьников в ЦНИИ Робототехники и технической кибернетики

С 1 по 4 декабря Ресурсный центр СПб и Музей Робототехники ЦНИИ РТК провел образовательные экскурсии для школьников Лиги СПб.  В экскурсионной программе приняли участие школы № 218, 572, 513, 77.  Следующим этапом совместной с ЦНИИ РТК образовательной программы для школ Лиги Санкт-Петербурга станет серия деловых игр "Робототехника: от создания до внедрения".


Образовательные экскурсии на предприятия и в вузы

В рамках сотрудничества и партнерства с крупнейшей сетевой распределяющей компанией ОАО "Ленэнерго"  3 декабря 2014 года была организована совместная встреча школьников и профессорско-преподавательского состава профильной кафедры ОАО «Ленэнерго». 

Принимающей стороной выступила кафедра «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности предприятий».  Вел встречу со школьниками декан факультета, руководитель Учебного центра ОАО «Ленэнерго», профессор ФГБОУ СПбГАУ наук, доцент кафедры Электрических машин и электропривода  Гущинский Александр Геннадьевич. Во встрече приняли участие школьники лицея № 572 в составе 22 человек.


Школьники лиги приняли участие в форуме инноваций "Дни робототехники в Сочи 2014"

21-24 ноября  2014 года в рамках Форума инноваций  «Дни робототехники в Сочи 2014» сборная команда школьников из Санкт-Петербурга при финансовой и организационной поддержке ЦНИИ Робототехники и технической кибернетики приняла участие в соревнованиях за «Кубок ЦНИИ РТК». От Лиги в состав команды вошли школы № 6, 619, 281 и Детского дома творчества на 9 линии.

Публичные конкурсы, соревнования, фестивали проф-мастерства, форумы – являются неотъемлемой частью профориентации молодежи. Участники соревнований на практике познакомились с новым испытательным полигоном, созданные ребятами роботы успешно преодолевали элементы полосы препятствий. Соревнования вызвали большой интерес среди посетителей.

/sites/default/files/ckeditor/31834/files/Поддержка талантливых школьников (1).doc


Стажировки на базе ресурсного центра

Во время школьных каникул в Ресурсном центре с 3 по 10 ноября 2014 года состоялись стажировки для учителей. 

«Естественнонаучное образование: эффективные формы организации исследований и проектов на уроках и внеурочной деятельности»

Автор и ведущий: Алексей Николаевич Юшков, к.пс.н, доцент ВШЭ СПб, эксперт Программы «Школьная лига РОСНАНО»

Даты проведения: 3-6 ноября 2014

Содержание:

Теоретические положения, типология учебных ситуаций учебно-исследовательского и проектного характера.  Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности основной школы. Организация образовательного пространства школы, поддерживающего новые виды образовательной деятельности, ожидаемые образовательные результаты в соответствии с требованиями ФГОС.

Образовательные результаты: участники стажировки осваивают способы разработки учебных ситуаций, обеспечивающих освоение учащимися норм исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности в подростковой школе.

«Загадки природы»: деятельностные формы образования в начальной школе на материале естествознания

Автор и ведущий: Алексей Николаевич Юшков, к.пс.н, доцент ВШЭ СПб, эксперт Программы «Школьная лига РОСНАНО»

Даты проведения: 7-10 ноября 2014

Содержание:

Теоретические положения о становлении детской учебной вопросительности в течение четырех лет обучения; принципы формирования естественнонаучной картины мира младших школьников;  положения о этапах становления исследовательской позиции младших школьников. Методические рекомендации по организации  учебных занятий деятельностного характера естественнонаучной направленности. Посещение открытых уроков в одной из школ Санкт0Петербурга.

Образовательные результаты: участники стажировки осваивают способы разработки и реализации учебных ситуаций деятельностного характера на предметном материале естествознания;  осваивают способы организации учебной познавательной коммуникации между детьми

Примечание: Курс «Загадки природы» в настоящее время ведется на постоянной основе (т.е. включен в учебный план) в 37 школах-участницах программы Школьная Лига РОСНАНО

«Школа на ладони: развитие электронных сегментов в современной образовательной организации»

Авторы и ведущие Евгений Сергеевич Акинтьев, СПбГПУ, заместитель генерального директора Школьной лиги РОСНАНО

Виталий Александрович Ашичев - СПбГУ, менеджер образовательных программ Школьной лиги РОСНАНО

Андрей Григорьевич Тяглый - СПбГУ, менеджер программ дистанционного образования Школьной лиги РОСНАНО

Даты проведения: 6-9 ноября 2014

Программа состоит из 9 кейсов и позволяет освоить  в образовательных целях  современные IT- инструменты, предназначенные для:

·         создания и анализа учебных текстов;

·         разработки презентаций;

·         организации работы с видеофильмами;

·         разработки и использования тестов;

·         поиска и применения образовательных приложений;

·         использования специальных программ для организации совместной деятельности над проектами разного рода;

·         разработки современных электронных интерактивных пособий.

Объем программы учебной работы соответствует 72 часам и состоит из двух модулей:  36 часов очной работы (4 дня семинара-стажировки) + 36 часов дистанционной работы. По итогам прохождения дистанционного курса учащиеся выполняют письменную итоговую работу. По окончании очной части семинара-стажировки все участники получают сертификаты на 36 часов учебной деятельности. По завершении дистанционного курса учащиеся получают свидетельство установленного образца о прохождении соответствующей программы повышения квалификации.


Каникулярные школы на базе ресурсных центров

С 3 по 10 ноября на базе Ресурсного центра в СПб состоялась каникулярная школа. Санкт-Петербург принимал школьников из Муниципального казенного общеобразовательного учреждения СОШ № 25 ЗАТО "Свободный" . Ребята посетили музеи и исследовательские центры Санкт-Петербурга, приняли участие в образовательном квесте с наночемоданом и математическими играми.


3-7 ноября 2014 - Интенсив "Я создаю свою фабрику"

 С 3 по 7 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге состоялась первая инженерно-экономическая деловая игра-интенсив для школьников. Организаторами уникальной образовательной практики выступили «Фаблаб Политех» Санкт-Петербургского государственного политехнического университета и Школьная лига РОСНАНО.

Во время каникул ребята из школ Санкт-Петербурга, Кировска и Элисты собрались в команды для решения непростой задачи. За пять дней напряженного труда им предстояло реализовать свои собственные проекты фабрик по производству моделей инженерных устройств и конструкций.

В блиц-режиме участники осваивали все основные этапы создания собственной фирмы, сертификации продукции.

В командах шла разработка проектных идей и приобретался первичный опыт прохождения научно-технической экспертизы проекта. 

Во время работы ребята познакомились с основными положениями бизнес-плана, технологической карты изделия, получили начальные представления о работе с инвестором и потребителем, узнали об основной финансово-экономической документации  и реальном рынке ими самими предлагаемой к выпуску продукции (производители, изделия, цены и пр.), а также осваивали процесс зарабатывания денег и получения прибыли. Защитив проект, пройдя экспертизу и получив необходимые навыки компьютерного моделирования участники интенсива получали доступ к оборудованию и приступали к реализации своих моделей «в железе». Для «массового» производства ребята смоделировали и сделали прототипы стопоходящей машины Чебышева, робота-часов, автоматического разметчика дорожного покрытия, дорожного катера на воздушной подушке, противоударного аэробокса и светодиодного указателя. 

 

Опыт интенсива уникален тем, что обязательным условием защиты проектов было изготовление реально действующих моделей и прототипов «фабричных» изделий. Такой опыт возможен только благодаря наличию производственной базы ФабЛаба.  Именно эта часть превращает распространенную практику деловых экономических игр в инженерно-экономическую игру-интенсив. В процессе  игры участники приобрели не только уникальный опыт предварительного знакомства с основными этапами «НИОКР-производство-продажи» в деятельности хай-тек фирмы, но и реализовали собственные проекты-пробы, приняв на себя роли конструкторов, инженеров, технологов и предпринимателей.

Раннее профессиональное самоопределение и осмысленный выбор школьниками будущей профессии, опыт командной работы и проектной деятельности – важная часть Программы «Школьная лига РОСНАНО». Принципиально важно, чтобы в списке возможных увлечений современных школьников оказались наука, современные передовые технологии и бизнес. Вовлечение подростков в эти сферы жизни будет способствовать развитию нашего общества в целом. Главное чему учит игра – «азам» самостоятельности в решении инженерных и экономических задач, творческому и предпринимательскому мышлению, практической работе в команде.

Опыт реализации модели инженерно-экономической игры, созданной авторами проекта на стыке экономики и технологии позволяет по-новому взглянуть на перспективы партнерства бизнеса и образования, школы и вуза, найти новые реальные практики взаимодействия крупных высокотехнологичных компаний, вузов и школ.

Именно такие образовательные практики формируют будущее сообщество увлеченных техникой, наукой, перспективами современного высокотехнологичного бизнеса, лично и эмоционально включенных в производство и позитивно настроенных молодых людей.

Не случайно большой интерес к новым образовательным технологиям проявляют крупные производственные компании. На этот раз на защите проектов присутствовали представители ОАО «Ленэнерго», поддерживающего развитие проекта «Школьный технопарк», который реализуется на базе АНО "Образовательный центр "УЧАСТИЕ" (ресурсного центра программы «Школьная лига РОСНАНО» в СПб). Стартовав осенью 2013 года на территории Холдинга «Ленполиграфмаш», проект «Школьный технопарк»  получил поддержку от предприятий. Основной задачей проекта является разработка содержания образовательных практик и кейсов направленных на развитие технопредпринимательства, научной и инженерной мысли школьников.

«ФабЛаб Политех»-«Школьная лига РОСНАНО», Санкт-Петербург, 2014


26.10.2014 - Празднование Дня Гарднера 

Проект интерактивный музей "Мир математики",  инициированный АНО Образовательным центром "Участие", ведется при поддержке компаний и предприятий: ОАО Ленполиграфмаш, ОАО "Ленэнерго", Фонда "Навстречу переменам", Центра тестирования "Кенгуру Плюс", АНПО "Школьная лига" и при участии ресурсного центра Программы «Школьная лига РОСНАНО» в СПб.

Мартин Гарднер – автор знаменитых книг: «Математические досуги», «Математические головоломки и развлечения», «Теория относительности для миллионов», «Аннотированная «Алиса в стране чудес», «Аннотированная «Охота на Снарка» и многих других.

100-летие со дня рождения М. Гарднера (он родился в октябре 1914 года) – замечательный повод еще раз обратить внимание на возможности занимательной математики в увлечении новых поколений самостоятельным мышлением.

В программе дня состоялись:

11.00 – 12.30 «Математическая мастерская»

Математические объекты собственными руками и беседу о математике и математиках вела Марис Сегинёва, организатор МультиМатической школы и school-inter.net, г. Москва.

В работе мастерской участовали около 50 человек.

13.00 – 14.30 «Математическая гостиная»

У нас в гостях побывал Александр Звонкин, автор книги «Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников».

Александр Калманович Звонкин учился и работал в знаменитом Колмогоровском физ.-мат. интернате (г. Москва). Он является специалистом по кибернетике. В настоящее время – профессор университета г. Бордо.

15.00 – 16.30 «Математическое кафе»

Специальное меню, подготовленное к 100-летию со дня рождения М. Гарднера.

Программа для любителей провести время за решением ВКУСНЫХ задачек и насладиться математическими ДЕСЕРТАМИ. Призы и подарки активным участникам были приятным дополнением к интересно проведенному времени.

Метрдотель – Сергей Михельсон, специальный гость кафе – Дмитрий Максимов

 

16.45 – 17.45 Антикафе «Продолжаем разговор…»

Круглый стол «Интерактивный музей «Мир математики» как инструмент развития подхода «математика для всех» в школьном образовании в России», или «Как увлечь подрастающее поколение математикой».

Все это время с 11.00 до 18.00 работали «МатематЕка»– математическая игротека и библиотека, а также экспозиция«Взгляни на математику».

Проект интерактивный музей "Мир математики"  ведется при поддержке компаний и  предприятий: ОАО Ленполиграфмаш, ОАО "Ленэнерго", Фонда "Навстречу переменам", Центра тестирования "Кенгуру Плюс", АНО Образовательного центра "Участие", АНПО "Школьная лига".


 

09.10.2014 - прошла встреча координаторов школ Лиги в СПб

В планах работы РЦ на первое полугодие межшкольный обмен опытом. 
Коллеги договорились извещать о том, какие семинары и конференции будут идти на базе школ Лиги сообщества СПб. Это полезно и в плане обмена опытом, и в плане участия в мероприятиях городского уровня, которые дают возможность получить дополнительные бонусы и баллы участникам, и в плане расширения связей. Поэтому, сообщайте, пожалуйста мне о мероприятиях открытого характера в вашей школе, будем информировать сообщество и делать сотрудничество взаимовыгодным для наших школ.
 
В частности в 179 лицее  23 октября в 15.00 - погружение тема: "Инновации в стоматологии". Приглашаются ученики 8-9 классов.

17 октября в 13.00 - демонстрационный семинар "Демонстрационный эксперимент в школьном обучении". Приглашаются учителя начальной школы.
Контакт: Анна Соломоновна Обуховская - anna_obuhovskaya@mail.ru, 8-921 -997-32-28.
 
 
15-17 октября в Ленэкспо пройдет IV Международная выставка-конференция «Биоиндустрия»,посвященная биотехнологиям. Я очень рекомендую посетить выставку, познакомить детей с высокими технологиями в биологии. У нас планируется деловая игра по этому направлению.
 
26 октября в ресурсном центре на Аптекарском пройдет празднование 100 лет со дня рождения Гарднера. Программа мероприятия появится 15 октября. 
 
 
3-7 ноября мы приглашаем всех на деловую игру в Фаблаб Политех. Это интенсив, деловая игра для школьников 8-11 классов. За 5 дней напряжённого, но интересного труда в команде ребята создадут свою фабрику, произведут на современных станках свое изделие, предъявят изделие на выставке. Анонс события скачайте и распечатайте, пожалуйста, для учеников. Адрес: http://fablabpolytech.timepad.ru/event/151435/.

Во второй декаде ноября - начинается цикл лекций "Математика для всех". Участникам (старшеклассникам и учителям) будут выданы сертификаты по окончании курса. Цикл составляет 10 лекций.  14 ноября 2014 состоится первая лекция «N-это число» Просмотр фильма и обсуждение математических работ Пауля Эрдёша.

На каникулах на базе РЦ и Ботанического сада А.А.Шперх в рамках Детских дней в СПб для детей делает ботанический квест. Адрес для регистрации и участия с детьми:  http://www.museum12345.ru/

22 ноября с 11.00 до 19.00 состоится Деловая игра "От создания до внедрения. Нанотехнологии". Игра будет проходить платно. В ходе игры ребята, в том числе, на одной из станций будут осваивать навыки работы с наночемоданом.

2 декабря «Круглый стол «Бизнес и образование: время интеграции. Модель школьного технопарка» Участники – бизнесмены, директора школ, завучи по УВР, пресса.

8 декабря (дата предварительная) запланирована деловая игра «Робототехника: производство роботов для экстремальных условий и ситуаций» в ЦНИИ робототехники и технической кибернетике. Формат игры "От создания до внедрения".

15 декабря - открыта запись на образовательную экскурсию в ЦНИИ РТК. Набирается группа 30 человек.

Также в планах - образовательные экскурсии на предприятия: ЦНИИ Робототехники и Технической кибернетики, ОАО «Силовые машины», ОАО «Ленэнерго», ОАО «Светлана-Оптоэлектроника», Оптоган. Вся информация будет отправлена дополнительно.

________

 

10.09.2014 - отмечаем НАНОновый год!


10.09.2014 

В "Охоте на лис" в Ботаническом саду участовали школьники, гимназисты и лицеисты Санкт-Петербурга: лицей № 572, гимназия № 700, школа № 619,  гимназия № 513, школа № 327. Общее число участников квеста около 50 человек. 


 

 

 


Архив

С 10 по 16 марта 2014 года ресурсный центр Школьной лиги РОСНАНО в Санкт-Петербурге приглашает принять участие в мероприятиях, которые состоятся во время проведения Недели НАНО.

Программа мероприятий на Неделе НАНО на базе ресурсного центра в Санкт-Петербурге (скачать .pdf файл)

___________________________________________________________________________

Для школ-участниц программы «Школьная лига РОСНАНО» в Ресурсном центре состоялись события Недели нанотехнологий.

10 марта. «Нанотехнологии в чемодане». В Ресурсном центре на Аптекарском пр. 2 в Санкт-Петербурге состоялся минифестиваль «Наука в чемодане» для школьников. Ребята получили возможность не только посмотреть большую демонстрационную программу минилаборатории «Science-in-box», но и стать участниками экспериментов с наноматериалами.

Живые и интересные эксперименты сопровождались подробными объяснениями физико-химических свойств материалов ведущими программы Андреем Штанюком и Владимиром Берзлиевым.

11-14 марта. Школы Лиги стали участниками большой образовательной экскурсионной программы. Школьники побывали на предприятиях и познакомились с производствами*  ЗАО «Оптоган»,  компании «Оптосенс», ООО «Герофарм».

*Компания «Оптоган» - одна из немногих в мире и единственная в России, обладающая технологиями и полным циклом производства светодиодов и светодиодной техники. Компания «Оптосенс» - специализирующаяся на создании и производстве  нового поколения датчиков взрывоопасных газов. Компания «ГЕРОФАРМ», производитель российских инновационных препаратов для лечения социально значимых заболеваний и дженериков, приоритетных с точки зрения импортозамещения.

В рамках сотрудничества с вузами старшеклассники посетили Химико-фармацевтическую академию и Политехнический университет, где стали участниками образовательных экскурсий в лаборатории биотехнологии и микробиологии и Фаблаб «Политех».

Лекцию о проблемах и открытиях в области современной механики прочел в Доме ученых Политехнического университета кандидат физико-математических наук, доцент кафедры Теоретической механики Политехнического университета Виталий Андреевич Кузькин.

12-13 марта. В Ресурсном центре Программы «Школьная лига РОСНАНО» (Санкт-Петербург) для школьников прошли авторские мастер-классы  Анатолия Альбертовича Шперха «Нанотехнологии в производстве водонепроницаемых материалов». Ребята исследовали свойства мембранных тканей: изучали, как они устроены (а они, без преувеличения, устроены почти также сложно, как и стенка космического корабля), и, самое главное, тестировали их, а также другие ткани на гидрофобность. Юные исследователи опытным путем обнаруживали, чем отличается ткань, пропитанная гидрофобной жидкостью от ткани мембранной, разбирались, чем же отличаются друг от друга водонепроницаемые ткани и что такое ткань, способная «дышать».

«Это реально круто. Поверьте. Когда дети вдруг начинают понимать, почему из двух почти одинаковых курток в магазине одна стоит тысячу, а другая - десять тысяч, когда они понимают, что дело не только в модном лейбле, но и в технологиях, вложенных в материал, в конструкцию и разработки - это дорогого стоит. А когда они понимают, что это реальные нанотехнологии, и они сами уже сейчас пожинают плоды интеллектуальных усилий ученых, просто покупая костюм для горных лыж или штормовку, в которой никогда не "взопреешь" - это очень серьезно. Это гораздо серьезнее, чем сто раз говорить "халва", показывая картинки с нанотрубками и наночастицами, никак не привязывая эти картинки к реальному опыту детей», - говорит Анатолий Альбертович.

13 марта.В Ресурсном центре состоялся День открытых дверей для слушателей Президентской программы. Об организации недели нанотехнологий, программе создания детского технопарка и новых образовательных ресурсах дополнительного образования рассказал участникам встречи эксперт Программы «Школьная лига РОСНАНО» канд.псих.наук, А.Н.Юшков.

14 марта.«День числа Пи». Праздник вокруг математики состоялся в Ресурсном центре Школьной лиги в СПб. Организаторы: Интерактивный Музей математики Санкт-Петербурга, «Образовательный центр «Участие», образовательное пространство «Миры увлечений». Идея этого праздника появилась в США, когда в 1987 году физик Ларри Шоу заметил, что в американском варианте написания даты (месяц/ число) 14 марта совпадает с первыми разрядами числа π =3,1415926… С тех пор, вот уже более 20 лет, во всем мире в этот день проходит множество увлекательных событий вокруг занимательной математики.

«Мы надеемся, что в России этот праздник станет такой же доброй традицией. Ведь День числа Пи – отличный повод для нетривиального разговора вокруг математики; повод убедиться, что "сухие цифры" могут быть веселыми, а "головоломные уравнения" совсем не так далеки от повседневной жизни, как кажется», - говорит Александра Тесакова, координатор мероприятия.

Научный математический квест для 1-4 классов «Математическая сокровищница» провели студенты математического факультета Российского государственного университета им. А.И. Герцена. Во время квеста дети попали в увлекательное погружение в мир математических головоломок и загадок, а наградой для охотников за сокровищами стало традиционное угощение Дня числа Пи — Пи-рог.

Старшеклассники и студенты приняли в этот день участие в математической беседе «Замечательное число Пи (об истории числа)»,  которую провел ученый математик, доцент  Санкт-Петербургского Государственного Политехнического университета Дмитрий Максимов. Вопрос о том, как узнать длину окружности, зная ее радиус, возник, наверное, еще в древнем Китае. С этого момента и отсчитывается история числа Пи. Участники встречи коснулись его долгой истории, в которой случались и комичные, и драматичные моменты и обсудили, почему и сегодня число Пи очень интересует математиков.

В завершение дня состоялось  открытие выставки художников-карикатуристов «3:14 в пользу математики». На выставке были представлены работы Виктора Богорада, Вячеслава Шилова, Игоря Копельницкого, Игоря Кийко, Максима Смагина, Александра Сергеева и других. Выставка организована совместно с проектом Cartoonbank.ru.

15 марта. Для школьников, побывавших на предприятии ЗАО «Оптоган» была организована деловая игра «Мир нанотехнологий. От создания до внедрения», целью которой стало игровое знакомство с технологиями производства современных нано-материалов и других продуктов, создаваемых на основе нанотехнологий.

Рассказывают  авторы и ведущие деловой игры, преподаватели Образовательного центра «Участие» Галина Викентьевна Виденкова, Елена Владимировна Владимирская и Татьяна Ивановна Ермакова.

«Игра шла в два такта. Вначале школьники побывали на лекции «Мир нанотехнологий», самостоятельно поработали с научно-популярными текстами, посмотрели и обменялись впечатлениями о содержании фильма «Нанотехнологии вокруг нас». О том, что такое реальное технопредпринимательство ребята узнали, посетив высокотехнологичную компанию «ОПТОГАН». Эта компания выпускает светодиодную продукцию.

На втором этапе игры участники выбрали впечатлившую их нанотехнологическую разработку и в игровом режиме попробовали представить, как они бы сами могли заняться ее производством. Некоторые группы школьников предложили свои варианты нанотехнологического продукта и способов его производства.  В ходе второго этапа школьники готовили бизнес-план, защищали его в банке для получения кредитов, встречались с инвесторами и возможными заказчиками на свой продукт. В качестве банкиров, инвесторов, заказчиков-потребителей выступали учителя.

Итоги игры:  ребята познакомились с широким перечнем направлений в области нанотехнологий, а также с некоторыми теоретическими аспектами «нано». Не будем забывать, что в игре участвовали учащиеся 7-8 классов, где химия только начинает изучаться, а на уроках физики пока  изучается механика и основы электрических явлений. В игровом режиме школьники попробовали представить себе технологический процесс производства продукции, а так же получили игровой опыт финансовых и экономических переговоров. 

Вот некоторые из отзывов школьников - участников игры. «Время прошло не только не зря, но и с пользой; мы познакомились с новыми людьми; сыграли в новую интеллектуальную игру; узнали новое о себе и о других».

 

Активное участие в школьной неделе НАНО приняли

ГБОУ лицей №179 Калининского района Санкт-Петербурга. Директор Батова Людмила Анатольевна, координатор проекта - Обуховская Анна Соломоновна.

ГБОУ школа № 327 Невского района Санкт-Петербурга. Директор Молчанова Ирина Борисовна координатор Крастина Татьяна Максимовна.

ГБОУ СОШ №77. Директор Фатеева Нина Владимировна, координатор Степанова Наталья Евгеньевна.

ГБОУ СОШ №328 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга. Директор Молчанова Ирина Борисовна, координатор Почтарук Наталья Николаевна.

ГБОУ гимназия № 513, директор Зубковская Галина Витальевна, координатор Светлана Геннадьевна Ковалева.

ГБОУ лицей № 572, директор Петроченко Светлана Борисовна, координатор Власова Светлана Васильевна.

ГБОУ № 574 Невского района Санкт-Петербурга, директор Волкова Марина Александровна, координатор Саркисян Сильвана Рафиковна.

АНО "Образовательный центр участие" Эпишкола, директор Эпштейн Михаил Маркович, координатор Виденкова Галина Викентьевна.

ГБОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга. Директор Байкова Ирина Григорьевна, координатор Рыжов Максим Петрович.

ГБОУ СОШ № 700 с углубленным изучением иностранных языков Василеостровского района СПб. Директор Федина Татьяна Сергеевна, координатор Красновская Елена Михайловна.

ГБОУ Лицей №281 Адмиралтейского района. Директор  Чернигова Елена Вениаминовна. Координатор Пугачева Валентина Александровна.

ГБОУ СОШ №6, директор Шапошников Александр Валерьевич, координатор Азбель Анастасия Анатольевна.


27 марта 2014 в Ресурсном центре состоялась плановая встреча координаторов школ Лиги в СПб

Программа встречи была ориентирована на подготовку и проведение в школах  Дней межпредметной интеграции. Перед участниками выступил к.ф.н., ведущий эксперт программы "Школьная лига РОСНАНО" Валерий Юрьевич Пузыревский с подробным докладом об использовании методики "погружения" в рамках Дней межпредметной интеграции. Опытом проектирования и проведения деловых игр поделилась Галина Викентьевна Виденкова, координатор Эпишколы АНО "Участие". 

Дополнительные материалы: /sites/default/files/ckeditor/31834/files/obrazec_1_plan_provedeniya_nedeli_ili_dney (1) (1).docx

/sites/default/files/ckeditor/31834/files/obrazec_2_parametry_opisaniya_tematich_nedeli_v_lige.docx

/sites/default/files/ckeditor/31834/files/междисциплинарность.pptx

_________________________________________________________________________

10 апреля 2014. Интерактивный музей математики, ресурсный центр Школьной лиги РОСНАНО в СПб

Цикл популярных лекций, посвященных современным результатам в математике читает Дмитрий Максимов доцент СПбГПУ, канд. физ.-мат. наук, член методической комиссии международного математического конкурса «Кенгуру». 

Тема лекции: "Александр Гротендик. Гений из Монпелье".
В XX веке французская математическая школа пережила очередной бурный расцвет. Это стало возможным благодаря работе группы выдающихся математиков, которые зяли себе псевдоним Николя Бурбаки. Одним из видных участников этой группы был и Александр Гротендик. Но его судьба интересна не только этим – она полна неожиданных поворотов, а его поступки подчас повергали в изумление его современников. О нем и о его биографии - на лекции Дмитрия Максимова.

 

___________________________________________________________________________

Дни межпредметной учебной интеграции прошли с 21 по 25 апреля для школ-участниц Программы «Школьная лига РОСНАНО» совместно с предприятием-партнером проекта ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника».

В эти дни более 120 школьников посетили компанию, созданную на базе старейшего российского производителя светотехники – легендарного объединения «Светлана». Ребята увидели полный цикл производства светодиодов SVETLED®и светодиодной светотехники SvetaLED®от выращивания полупроводниковых гетероструктур до массового производства готовых приборов, смогут понаблюдать за работой новейшего автоматического оборудования и задать вопросы интеллектуальной элите предприятия.

Дни межпредметной учебной интеграции важная составляющая календарного плана Программы «Школьная лига РОСНАНО». В эти дни в школах Лиги проходят образовательные экскурсии, погружения, деловые игры и предпрофессиональные пробы.

Методика погружений, используемая для освоения междпредметности, предполагает трехэтапную работу школьников. На первом шаге ребята знакомятся с технологиями и научными основами организации производства, изучают литературу и презентационные материалы предприятия. Это позволяет школьникам на втором шаге осмысленно подойти к образовательной экскурсионной программе, которую проводят специалисты компании. Здесь происходит встреча будущих технологов и инженеров с настоящим реальным производством, возникает осознание масштабов и понимание сложноустроенных производственных процессов.

В завершении цикла школьники участвуют в деловой игре, в ходе которой разрабатывают эскизы проектов производства новой высокотехнологичной продукции. В этом, в значительной степени, помогают ребятам представители предприятия, как правило, принимающие участие в деловой игре.

Совместный проект с ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника» дает возможность школьникам погрузиться в проблематику проектирования, предприятию предъявить эталон высокотехнологичного производства. Такое взаимодействие призвано сократить ту дистанцию, которая существует между обычными питерскими школьниками и высококлассными специалистами крупной компании — навести мосты между теми, кто будет делать завтрашнюю экономику и теми, кто уже сегодня имеет реальные опыт, видение и связи.

 «Комитет по образованию поддерживает реализацию проектов и программ, направленных на профориентацию школьников через полноценное погружение в деятельность предприятий. Ярким примером такого погружения могут служить проводимые «Школьной лигой РОСНАНО» совместно с петербургским предприятием ЗАО «Светлана-Оптоэлектроника» Дни межпредметной учебной интеграции, комментирует заместитель председателя Комитета по образованию Андрей Александрович Борщевский. Отмечу, что такого рода события позволяют учащимся узнать о деятельности реального сектора экономики нашего города, а организациям заинтересовать потенциальных работников или потребителей. Надеемся, что проект получит развитие и в будущем еще большее количество школ Санкт-Петербурга будут охвачены столь интересным событием».

Образовательные события  во время Дней межпредметной учебной интеграции позволяют многим школам найти новых партнеров в среде предприятий высокотехнологичного профиля,  завязать тесные связи с вузами, попасть в научные лаборатории, освоить новые формы работы с информацией.

http://gov.spb.ru/gov/otrasl/educ/news/47593/