Задачу "Ледяное белье" (см. тему 6) я составил на основе материалов со странички http://monk.com.ua/beautiful_photos/2013/02/20/polyus-holoda-oymyakon-25-foto.html. Прочитав это интервью, вспомнил опыт с выплескиванием кипятка на морозе. Так родилась задача. Судя по фотоматериалам с этого сайта, местные жители отбивают палками замороженное белье, но попробуем предложить и другие способы.)
Вот идеи ребят:
- Сушить в помещении, над газом, над огнем
- Построить отдельную юрту, в которой разводить костер и развешивать белье
- Использовать черные простыни, т.к. они, наверное, быстрее сохнут (и тут же прокомментировали: кто согласится спать на черных простынях?!)
- Класть на что-то теплое
- белье замерзает колом, потом его отбивают (так, в общем-то, и делают жители поселка)
- поставить тепловые пушки – обогреть Оймякон и белье заодно
- большой лупой фокусировать солнце и «сканировать» лучом белье.
Тем временем на электроплитке (занятие было в физической лаборатории) согрелась вода. Я пригласил ребят подойти поближе к окну, так как опыт должен происходить на морозе (в то утро за окном было -15 градусов по Цельсию, не Оймякон, конечно, но...). Открыл окно, взял два стакана с водой: обычной, из крана, и «волшебной» (горячей). Выплеснул сначала холодную воду, затем горячую. В первом случае вода просто вылилась в снег, во втором - моментально превратилась в клубы пара, который тут же замерзал в виде мелких кристалликов, развеивался и оседал в виде инея.
На основе этого опыта ребята предложили такой способ сушки белья: нужно на мороз выносить горячее белье, и перед развешиванием хорошенько его встряхивать - так оно избавится практически от всей влаги сразу же.
Но моя задача-максимум – не просто рождение нового способа, но и объяснение явления. В ходе обсуждений продемонстрированного опыта были введены понятия абсолютной и относительной влажности воздуха, насыщенного и ненасыщенного пара, точки росы (ребята еще этого не знают), вспомнили про теплоту испарения. По моему опыту, эта тема в разделе «молекулярная физика» вызывает определенные затруднения при решении задач.
В качестве домашнего задания ребятам было предложено самим найти интересные факты и явления, связанные с процессами в атмосфере.
| 16.12.2013 14.52 | 7. Проведение фрагмента урока или авторского урока с использованием открытых задач |
Вот задачи, которые мы разбирали с 10-классниками (некоторые заметки об уроке в теме 7).
1. Ледяное белье
На месте бывшей метеостанции в поселке Оймякон, Республика Саха, Россия стоит табличка с надписью «Полюс холода „Оймякон“. Самая холодная температура в северном полушарии -67,8 градуса по Цельсию была зарегистрирована именно здесь. Морозы настолько суровые, что вода в реке Лена промерзает более чем на полтора метра. Как при таком морозе жителям поселка сушить белье?
2. Тайна Великой Пирамиды
Великая Пирамида Хеопса - последнее из семи оставшееся чудо света, по сей день хранящее много тайн. Дело в том, что в день солнцестояния, когда солнце находилось практически в зените, происходило фантастическое действо: от пирамиды сначала слышалось потрескивание, усиливающееся постепенно до громоподобного оглушающего звука! Над вершиной Пирамиды исторгался вверх огненный столб, видимый даже на Луне. Люди говорили, что это дорога, по которой снисходил сам Бог Ра!
Однако землетрясение в 13 веке прекратило существование этого явления.
Разгадайте эту тайну Великой Пирамиды.
| 16.12.2013 14.39 | 6. Синтез открытых задач |
Метод мозгового штурма я проводил на уроке по физике в 10 классе. За один урок успели "проштурмовать" 4 задачи: о лодке РК, вечных часах и еще две предложенные мной:
1. Контрабандисты перевозили морем бочки с вином. Неожиданно на горизонте появился патрульный катер, который подплывет примерно через 20 минут. Патрульные, как известно, тщательно обыскивают корабль. Как контрабандистам быстро спрятать запрещенный груз?
2. Как определить массу тела с помощью предметов, находящихся в классе, кроме весов?
На каждую задачу ребята сгенерировали по 6-10 идей.
Робинзону они предложили бы, в числе прочего:
-Сделать мегарогатку между двух деревьев или искусственно врытых столбов, натянуть мегарезинку до лодки и отстрелить лодку в море (эта версия была навеяна задачками о Мюнхгаузене, которые мы с ними решали недавно)
- сделать лебедку: врыть вертикальный столб, к столбу закрепить длинный горизонтальный рычаг (прочную толстую ветку). К лодке привязать канат, другой конец которого будет наматываться на вертикальный столб, вращаемый Робинзоном с помощью горизонтального рычага.
С "вечными" часами дело обстояло сложнее: идеи типа "используется энергия солнца" нужно было пояснять - как именно, то есть каждое логически завершенное решение является изобретением. в итоге сформиловались две версии:
-Часы имеют маятник с магнитным грузом, качающимся над магнитом, маятник подзаводит пружину
- Над часами установлен громоотвод, при каждой молнии аккумулятор часов надолго заряжается.
Идеи решений "моих" задач ребята подкрепляли формулами и расчетами, что я и подразумевал при выборе задач.
Урок получился продуктивный и в меру веселый.
| 05.12.2013 23.34 | 4. Решение открытых задач методом учебного мозгового штурма |
Игру в форме «Диалог с компьютером» я проводил на уроке физики в 11 классе. Сначала "для раскачки" решались простые задачи, а "на десерт" мы разбирали сложную задачу, олимпиадную:
Зная конечный результат, объясните, как это произошло. Пружинный маятник колебался с периодом Т0, вдруг этот период изменился. С маятником никаких манипуляций не производили (не меняли пружину и груз, до него и до точки подвеса не дотрагивались). Что произошло?
Ребята предложили массу решений, каждое из которых - отдельная задача:
- Система с маятником стала двигаться вверх с ускорением?
- Груз маятника из железа, к маятнику поднесли магнит?
- Маятник поместили в воду?
- Заряженный шарик колеблется в электрическом поле?
Контрольный ответ - включение вертикального электрического поля. Груз маятника изначально имел заряд.
В целом впечатления от урока только положительные и у меня и у ребят, на следующие уроки ребята ушли взбудораженные, обсуждая урок и предложенные задачи. Спасибо авторам курса за напоминание о такой игре! Взял на вооружение.
| 05.12.2013 23.21 | 3. Методика решения открытых задач: интеллектуальная игра «Диалог с компьютером» |
Вебинар, наверное, лучше в пятницу после 18.00 по МСК. Или в субботу после 12.00
| 19.11.2013 16.35 | 4. Решение открытых задач методом учебного мозгового штурма |
Проведу такой урок завтра, с учетом описанного коллегами опыта. Обязательно отчитаюсь здесь, в комментариях.
Вебинар для меня будет удобен 7 декабря после 13.00 или 6 декабря после 18.00.
| 19.11.2013 12.01 | 3. Методика решения открытых задач: интеллектуальная игра «Диалог с компьютером» |
Не возражаю против публикации фрагментов моих ответов, можно с указанием имени
| 19.11.2013 11.41 | 3. Методика решения открытых задач: интеллектуальная игра «Диалог с компьютером» |