Статья: http://www.nanometer.ru/2014/02/12/mozg_412800.html
Материал может быть использован на уроке в 9-11 классах на уроках биологии.
Работа с источником позволит:
1) познакомиться со строением мозга
2) потренировать знание английского языка
3) ознакомиться со строением апперата МРТ
4) ознакомиться с последними экспериментами, проведенными при помощи нанотехники
5) сделать выводы о развитии электронной микроскопии за последнее десятилетие
Задания:
1. Опишите исследование, которому посвящен материал. Постарайтесь использовать не более 400 знаков.
2. Выделите понятия, которые для вас оказались новыми, дайте определения, для этих понятий, используя текст статьи или другие источники, включая Интернет. Даже, если все понятия были вам известны, выделите те, которыми вы пользуетесь редко. Заполните таблицу, включив в нее не менее 5-ти понятий.
№
Наименование понятия
Раскрытие определения
Источник
3. Подготовьте сообщение на 5 минут, с ответом на один из предложенных вопросов:
- В чем суть постоянного эволюционного технического развития?
- Какаппарат МРТ могут использоваться в современной медицине?
- Каковы недостатки аппарата МРТ?
Ваше сообщение должно опираться на кадры презентации, которые в свою очередь – должны содержать не только текстовую информацию.
4. Приведите аргументы «за» и «против» использования МРТ аппарата и каких-либо других нанотехнологий в медицине. Не менее 3-4-х аргументов.
5. Найдите статьи в других источниках, посвященные этой же проблеме. Выберете одну из них. Закончите предложение. «Дорогой друг, если тебе придется читать о исследовании мозга, то советую прочитать статью …………….., потому что………….» Назовите не менее пяти оснований вашего предпочтения-рекомендации.
6. Подготовьте гипертекст к любому из понятий, используемому в данной статье, объем расширения не более 1000 знаков, обязательным является использование не менее двух невербальных источников (фотография, рисунков, график).
7. «Обсуждая этот вопрос, автор статьи задается вопросом о том, станут ли бактериофаги альтернативой антибиотикам». Определите свою позицию по данному вопросу. Подготовьте не менее трех аргументов в подтверждении позиции. Аргументы сформулируйте в письменной форме. Подготовьтесь участвовать в устной дискуссии.
8. Ниже предложен текст комментария к статье:
Изучение мозга по данным МРТ аппарата позволяет более подбобно изучить строение мозга, данные на иностранном языке помогают понять насколько плотно ученые других стран подходят к решению данного вопроса.
Попробуйте продолжить лист комментариев или предложите собственную тему комментирования.
9. Выполните одно из трех заданий, опираясь на материал данной статьи:
- сделайте коммерческий прогноз прагматического использования МРТ аппаратов; обоснуйте его потенциальную экономическую выгоду;
- создайте комикс по статье (не менее 7 рисунков) или напишите научно-фантастический рассказ.
| 16.02.2014 19.10 | Модуль 7. Разработка авторского учебного текста на материале одной из статей, посвященных современной науке |
Вниманию коллег предоставляется текст , актуальный для положения российских школ и развития естественно-научного профиля и задания к нему.
Задание№1: Прочитайте заголовок текста и дайте определение термину "наномедицина"
Задание № 2. Прочитайте текст и выполните следующие задания:
- выпишите в тетрадь всю терминологию из данного текста и определите примерное время появления терминов в обиходе русских ученых
- познакомьтесь с биографиями известных русских ученых, которые посвящают свою жизнь работе в сфере медицины с нанотехнологиями
- сделайте выводы, обсудите в микрогруппе известные вам научные исследования и заболевания, которые лечатся благодаря развитию нанотехнологий
Становление наномедицины
Новое междисциплинарное направление медицинской науки в настоящее время находится в стадии становления. Её методы только выходят из лабораторий, а большая их часть пока существует только в виде проектов. Однако большинство экспертов полагает, что именно эти методы станут основополагающими в XXI веке. Так, например, Национальные институты здравоохранения США включили наномедицину в пятёрку самых приоритетных областей развития медицины в XXI веке, а Национальный институт рака США собирается применять достижения наномедицины при лечении рака. Ряд зарубежных научных центров уже продемонстрировали опытные образцы в областях диагностики, лечения, протезирования и имплантирования.
Наномедицина стремится предоставить значительный набор исследовательских инструментов и клинически полезных устройств в ближайшем будущем.[3][4] Национальная Нанотехнологическая Инициатива ожидает новые коммерческие применения в фармацевтической индустрии, которые могут включать продвинутые системы доставки лекарств, новые формы терапии и получение изображений in vivo.[5] Нейроэлектронные интерфейсы и другие наноэлектронные сенсоры - это другая активная цель для исследований.
Классик в области нанотехнологических разработок и предсказаний Эрик Дрекслер в своих фундаментальных работах описал основные методы лечения и диагностики на основе нанотехнологий. Ключевой проблемой достижения этих результатов является создание специальных медицинских нанороботов — наномашин для ремонта клеток. Медицинские нанороботы должны уметь диагностировать болезни, циркулируя в кровеносных и лимфатических системах человека и перемещаясь во внутренних органах, доставлять лекарства к поражённой области и даже делать хирургические операции. Дрекслер также предположил, что медицинские нанороботы предоставят возможность оживления людей, замороженных методами крионики.[6]
Достижения наномедицины станут широко доступны по разным оценкам только через 40—50 лет. Однако целый ряд последних открытий, разработок и инвестиций в наноотрасли привёл к тому, что всё больше аналитиков сдвигают эту дату на 10—15 лет в сторону уменьшения.
Уже сейчас наномедицина — крупная отрасль, в которой продажи достигли 6,8 миллиардов долларов (2004 год). В этой отрасли работают более чем 200 компаний, в которые инвестируется не менее 3,8 миллиардов долларов ежегодно.
| 16.02.2014 17.51 | Выполненные задания к Модулю 6 |
Задания:
1. Найдите в биографии автора предпосылки для написания фантастики:
2. Ответьте на вопросы:
1) Труды каких писателей оказали большое влияние на поэтику произведений С.Лукьяненко?
2) Какие произведения можно отнести к серьезным достижениям?
3) В каких еще произведениях ведется речь о нанотехнологиях? Как попогло развитие техники фантасту найти свою нишу? Какие еще области науки и тезники охватывает деятельность Сергея Лукьяненко?
Ответ на вопросы:
Сергей Васильевич Лукьяненко — русский писатель-фантаст. Родился 11 апреля 1968, Каратау, Казахстан.
Семья — врачи. Отец — психиатр, мать работала в наркологии, старший брат — врач-кардиолог. Окончил среднюю школу с золотой медалью. Окончил лечебный факультет АГМИ в 1990 по специальности врач-терапевт. Прошел ординатуру по специальности врач-психиатр, владеет гипнозом. Жил в Алма-Ате (Алматы) до конца 1996, потом в Москве, получил прописку через полтора года. Работал врачом-психиатром в городском психдиспансере Алматы год, затем сотрудником журнала «Миры» с 1992, заместителем главного редактора, с 1995 — профессиональный писатель.
В пять лет прочитал «Туманность Андромеды», в семь — «Страну багровых туч». Большое влияние на поэтику первых произведений Лукьяненко оказал В. Крапивин. В качестве любимых писателей кроме А. и Б. Стругацких и В. Крапивина Сергей Васильевич называет Е. Гуляковского , Ч. Диккенса и В. Гюго. Начал писать «в стол» и «для друзей» еще в институте. Основная причина — дефицит и недоступность хорошей фантастики.
Был членом редколлегии журнала «Миры», издававшегося в Алма-Ате А. Кубатиевым. Был активным участником алма-атинского КЛФ «Альфа Пегаса» , его литературным консультантом. Принимал участие в библиографическом листке ВС КЛФ и Совета ВО КЛФ под редакцией И. Халымбаджи. Участник семинара в Дубултах (1989, группа С. Снегова ). Член ВТО, участник Ялтинских семинаров 1990, 1991, «Тирасполь-93», «Сибкон-93, 95».
В начале 90-х тесная связь Лукьяненко с фэн-средой и использование внутренних реалий как советского (российского/русскоязычного) фэндома, так и сети Фидо, активным участником которой он является, обеспечили ему широкую популярность в этих достаточно узких, но влиятельных читательских кругах. Однако дальнейший яркий коммерческий успех его книг у широкого читателя показывает, что корни этой популярности гораздо глубже — в художественном мастерстве и идейном новаторстве все еще молодого автора, так созвучного настроениям 90-х гг.
У Лукьяненко периода становления можно выделить трилогию «Линия Грез» — «Императоры Иллюзий» — «Тени снов», как весьма и весьма нетрадиционную космическую оперу, для которой определили жанр «философско-космическая опера»; трилогии «Сегодня, мама!» и «Лорд с планеты Земля»; повести «Рыцари сорока островов» и «Мальчик и тьма» как произведения-вызовы Крапивинской линии в «подростковой фантастике» и «фантастике о подростках». Начиная с 1997 года, все более-менее значимые книги Сергея Лукьяненко стали доступны читателям.
Серьезными достижения в творчестве писателя можно назвать: дилогию про Диптаун «Лабиринт отражений»/«Фальшивые зеркала», в чем-то ставшей культовой для Рунета 90-х; роман «Осенние визиты» — самое «темное» произведение автора, написанное в реалиях постперестроечных 90-х; дилогию «Искатели неба» («Холодные берега»/«Близится утро») — попытку в рамках традиционной «воровской фэнтези» создать свой миф о Спасителе; «Спектр» — самый стилистически изощренный роман автора, собравший почти все премии фендома за год; цикл «Дозоры», своей экранизацией принесший автору бешеную популярность.
Писал в соавторстве в Ником Перумовым («Не время для драконов»), Юлием Буркиным («Остров «Русь»»), Владимиром Васильевым («Дневной дозор»).
Создал книгу по браузерной онлайновой компьютерной игре «Starquake» — «Конкуренты».
Свой жанр Сергей Лукьяненко определяет как «Фантастику жесткого действия» или «Фантастику Пути».
Помимо большого числа других литературных премий, в 1999 году Сергей Лукьяненко стал самым молодым на нынешний день лауреатом «Аэлиты» — старейшей отечественной премии, присуждаемой за общий вклад в развитие фантастики.
Сергей женат с 1991. Жена Соня, кандидат наук, доцент. Соня Лукьяненко родилась в Алма-Ате, закончила психологический факультет Казахского государственного университета по специальности «детский психолог, преподаватель психологии», работала по специальности больше 10 лет, до декабря 2003 года. Преподавала психологию в Казахском университете, затем в Российском государственном гуманитарном университете на факультете психологии имени Выготского.
Писатель постоянно проживает в Москве с 1997 года (с 2007 года в Москве так же проживает и остальная семья писателя — старший брат и родители). Воспитывает сыновей Артемия и Даниила. Держит домашних животных (йоркширского терьера Бусю и ее потомство), коллекционирует мышей, увлекается кулинарией и курит любимую трубку (с весны 2006 курить бросил).
На данный момент уже экранизирован «Ночной дозор» и «Дневной дозор», «Сегодня, мама!» из цикла «Остров «Русь»» (под названием «Азирис Нуна»). Возможно будут экранизированы другие книги Сергея Лукьяненко, такие как «Рыцари сорока островов» (на Украине фильм проходит предсъемочную подготовку), «Мальчик и тьма» (как мультфильм), «Геном» и «Лабиринт отражений».
На данный момент так же вышли компьютерные игры по «дозорному» циклу (две части тактической RPG и аркадные гонки), ролевая игра по книге «Не время для драконов». Готовится игровая адаптация дилогии «Звезды — холодные игрушки». К сожалению, провалилась попытка сделать игру по дилогии «Линия грез». Существует так же браузерная онлайн игра в мире «дозорного» цикла. А так же создано некоторое количество настольных игр и игр для сотовых телефонов по мотивам творчества писателя.
С 29 марта 2004 года проживал в Живом Журнале (livejournal.com) как Доктор Ливси (doctor_livsy), с 15 июля 2008 года, перешел на нелегальное положение как Доктор Пилюлькин (dr-piliulkin), которое быстро было рассекречено.
| 15.02.2014 13.43 | Выполненные задания к Модулю 4 |
Написание научно-исследовательской работы - это верный шаг к развитию естественно-научного образования. В дидактических условиях углубленного изучения отдельных дисциплин существенно расширяются возможности организации учебно-познавательной деятельности учащихся как культуротворческого процесса, направленного на выявление неизвестного знания. Учебно-исследовательская культура школьника представляет собой интегративное качество, в котором воплощаются целостная картина мира, умения и навыки научного познания, ценностное отношение к его результатам, т.е. все то, что обеспечивает социальное и профессиональное самоопределение и творческое саморазвитие личности. Учебно-исследовательская культура учащегося, отражая универсальность связей с окружающим миром, инициирует способности к творческой самореализации, определяет возможности познавательной деятельности, способствует перенесению знаний, умений и навыков, полученных в исследовательской деятельности, в новую ситуацию. В рассматриваемой нами культуре ученика выделим систему показателей и критериев, руководствуясь которыми можно успешно вести исследовательскую деятельность: мотивацию исследования, отражающую интенсивность познавательной потребности, увлеченность поисковой деятельностью; научный стиль мышления, т.е. осмысление структурных элементов собственных исследовательских действий, следование нормам и требованиям научного стиля мышления, обобщение предметного и операционального результатов исследования; технологическую готовность к учебному исследованию — владение понятийным аппаратом изучаемой темы, приобретение умений и навыков использования методов научного познания, соблюдение правил научной организации труда учащегося; творческую активность личности, выраженную уровнем самостоятельности в преобразовании идей и связей между ними, степенью знакомства с историей науки и ее актуальными проблемами. Эффективность формирования учебно-исследовательской культуры учащихся обеспечивается совокупностью педагогических условий, к которым отнесем следующие: формирование ценностного отношения учащихся к исследовательской деятельности и ее результатам; организацию субъект-субъектного взаимодействия в системе ученик - учитель; создание в образовательном учреждении исследовательско-творческой среды, обеспечивающей единство углубленного изучения учебных дисциплин и работу секций ученического научного общества; развитие творческой активности каждого учащегося на основе предоставления свободы выбора предмета исследования, использования интегративного характера содержания исследовательской работы с учетом индивидуального познавательного опыта; обучение научным методам познания и технологиям решения исследовательских задач и проблем.
| 13.02.2014 19.20 | Выполненные задания к Модулю 2 |
Естественнонаучное образование лежит в основе нано-технологий. По результатам исследований PLSA уровень обученности российских школьников не превышает показателя - "выше среднего". Это говорит о том, что российские школы не готовы к нано-технологиям. Учителя не успели перестроиться на междисциплинарный уровень, на межпредметные отношения. Существует лишь несколько школ с углубленным изучением каких-либо предметов. Так, лицей ИГУ города Иркутска по праву может считаться нано-школой. В лицее проводятся уроки математики, биологии на иностранном языке, обучающиеся рассматривают логические взаимосвязи в процессе изучения математики и физики. Математика, физика, химия и биология являются предметами углубленного изучения. В лицее есть класс робото-техники, специальные измерительные прибрры для проведения лабораторных работ по физике и химии.
Что касается других школ Иркутска и Иркутской области, такому оснащению лицея можно позавидовать. Рузультатами являются сто процентные результаты ЕГЭ выпускников. Обучающиеся проигрывают разные ситуации на уроках, происходит личная ориентированность, осмысленность, проживание ситуаций на уроках, написание научно-исследовательских работ , что обеспечивает взаимосвязь науки и практики, стремление к развитию и изучению современных технологий.
Было бы здорово, если бы каждая школа в России имела хорошую техническую оснащенность для проведения опытов. Тогда и результаты обученности не заставили бы себя ждать.
| 13.02.2014 18.44 | Модуль 1. «Школьная лига Роснано». Цели и задачи проекта, в рамках которого реализуется курс |