Установка для учащихся была именно такая: задавать много вопросов, чтобы я могла проверить их знания по теме. Вопросы должны были быть заданы и по составу веществ, и по химическим свойствам. Конечно, можно задавать и меньше вопросов. Все зависит от цели урока. Сначала я загадывала вещество, потом ученики.
| 26.01.2014 16.14 | 3. Методика решения открытых задач: интеллектуальная игра «Диалог с компьютером» |
Я провела урок открытых задач по ПРИЗ в 10 (профильном) классе по химии, где присутствовало 6 учащихся.
Кроме одного ученика, форма урока всем понравилась. Урок прошел эмоционально и с положительными эмоциями.
Правда, я взяла задачи для решения по ПРИЗ не рекомендованные Вами из этого задания, а из блока игр «Диалог с компьютером». Но, я считаю, что главное в уроке отработать методику и не принципиально какие задачи взяты для ее проведения. Тем более, ребята получили домашнее задание самостоятельно придумать такие задачи и по бланку ПРИЗ и их решить.
| 19.01.2014 15.13 | 5. Решение открытых задач с использованием алгоритмического метода |
II. Игра «Диалог с компьютером» проводилась в 10 Д классе на уроке химии.
Задача 1.
- Какое химическое вещество я загадала?
Примечание:Перед уроком изучали тему «Алкины» и ученики понимали, что вопрос будет по пройденной теме.
- Это органическое вещество?
(Да)
- Это углеводород?
(Да)
- Это циклическое соединение?
(Нет)
- Имеет общую формулу класса С nH2n-2 ?
(Да)
- В его молекуле две двойные связи?
(Нет)
Комментарий:Учащиеся отсекли возможность принадлежности данного вещества к данному классу, которые имеют такую же общую формулу, но являются межклассовыми изомерами (это не Диеновый углеводород). И сделали вывод о принадлежности данного вещества к классу «Алкины». Нет смысла задавать следующий вопрос: «У данного вещества в молекуле присутствует одна тройная связь?» Т.к. ответ очевиден.
-В молекуле данного вещества атомов углерода более 4-х?
(Нет)
- При его реакции гидрирования получается этан?
(Нет)
-При его реакции гидрирования первой стадии получается бутен?
(Да)
- Это бутин?
(Да)
Выводы:
1.В 10 классе игра «Диалог с компьютером» прошла быстро, но также с интересом, как разнообразие урока. Ученики отгадывали химические формулы и химические реакции.
2.Игра «Диалог с компьютером» была включена в урок не единственная. Как только ученики поняли суть игры и выполнили задания, включила в их деятельность открытые задачи.
| 19.01.2014 14.13 | 3. Методика решения открытых задач: интеллектуальная игра «Диалог с компьютером» |
I. Игра «Диалог с компьютером» проводилась в 5 Б и 5 Д классах на уроках биологии.
Задача 1.Какой живой организм я загадала?
– Этот организм относится к Царству Животных?
– Нет.
– Этот организм относится к Царству Растений?
– Да.
– Этот организм одноклеточный?
– Нет.
Комментарий. Таким образом, ученики поняли, что это растительный организм и многоклеточный. Нет смысла задавать вопрос: «Является многоклеточным?»
– Этот организм является автотрофом?
– Да.
Комментарий. Уже не имеет смысла задавать вопрос: «Является гетеротрофом?»
– Этот организм является голосеменным растением (или можно спросить – покрытосеменным)?
– Да.
Комментарий. Не имеет смысла задавать вопросы про принадлежность к другим группам (цветковые, водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны).
- Это растение растет в нашей местности?
– Да.
– Это растение имеет высокий побег?
– Да.
- Оно вечнозеленое?
- Да.
- Это ель?
- Да!
Выводы:
1.В 5-х классах игра прошла с большим познавательным интересом!
2.Ученики сразу поняли суть игры и включились в процесс!
3.Весь класс принимал участие. Скучающих лиц не было!
4.С удовольствием получили домашнее задание и после звонка еще вели процесс обсуждения урока.
5.В 5 Б классе на следующем уроке была проведена самостоятельная письменная работа по составлению вопросов (и ответов к ним). Все справились с работой хорошо!
6.Учащиеся поняли как составлять такие задания и по следующим темам, которые будут изучать и предложили такой вид деятельности включать на уроках чаще.
7.В следующей теме «Животные» игра «Диалог с компьютером» также была проведена в конце урока как закрепление нового материала в 5 Б и 5 Д классах.
| 19.01.2014 14.11 | 3. Методика решения открытых задач: интеллектуальная игра «Диалог с компьютером» |
Урок Мозгового Штурма я провела в 10 (профильном) классе по химии, где присутствовало 6 учащихся. Ребята разные по способностям, коллектив не сформирован. Поэтому деление на группы произошло в следующем порядке: две группы по 2 человека и двое учащихся работали индивидуально.
Первую задачу решали все вместе. Это была задача про Робинзона Крузо. Все предлагали различные варианты (спустить с помощью бревен, с помощью рычагов, прилива и т.д.). Это несколько сблизило ребят.
Те, кто работали в паре, решали одну задачу, эмоции были видны и в, основном, положительные.
Те, кто работали индивидуально:
Решил 5 задач, эмоции почти не видны, но также выдвигал несколько гипотез и их обдумывал.
Решал одну задачу и, не успев ее доработать, попросил условие на дом, чтобы обдумать и решить.
Выводы:
1.Такие уроки нужны и важны.
2.Целесообразно проводить не целые уроки такого типа, а вклинивать их в структуру урока.
3.Учащиеся этого класса были уже готовы к таким задачам, т.к. в первом полугодии я с ними решала познавательные задачи из книги Дмитров Е.Н. «Познавательные задачи по органической химии». – Тула, «Арктоус», 1997 г.
4.Такие задачи обладают научностью, проблемностью и занимательностью, имея познавательную и практическую ценность.
5.Решение задач в группе сплачивает коллектив, способствуя одновременно интеллектуальному и нравственному совершенствованию.
6.Мне, как учителю, такие уроки нравятся по проведению и подготовке.
| 19.01.2014 13.56 | 4. Решение открытых задач методом учебного мозгового штурма |
Присоединяюсь к словам Алины! Мы проводим Креатив-бой вместе!) И еще одно -
Дополнение: Можно каждый вопрос при проведении Креативного боя наглядно обыгрывать.
Например:
вопрос про пробирки с воздухом: после ответа показать 2 пробирки с пробками.
Чернильное озеро: провести химическую реакцию с изменение цвета;
Вопрос про мрамор: раздать кусочки мрамора (можно вначале вопроса даже, а не в конце ответа);
Вопрос про тигров: маску тигра одеть одному ученику, а маску с человеческим лицом – другому.
Вопрос про медленную черепаху: звучит музыка «Канкан» после ответа.
| 16.12.2013 15.57 | 8. Проведение «Креатив-боя» |
Жду презентацию "Типы задач".
| 14.12.2013 13.38 | 2. Основы теории открытых (исследовательских и изобретательских) задач |