Всем доброго здравия!
Выступления экспертов Школьной лиги РОСНАНО выделили ключевые моменты соответствия программы Школьной Лиги РОСНАНО требованиям ФГОС-2, реализуемым в комплексе урочной деятельности, программ дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Наше образовательное учреждение в рамках ФГОС-2 и программы Школьной лиги реализует следующие направления:
- робототехника (роботоLegия): создана лаборатория и участие в олимпиадах
- сотрудничество с ведущим техническим ВУЗом области Самарским государственным аэрокосмическим университетом
- сотрудничество с крупнейшим техническим архивом, Самарским филиалом Российского Государственного Архива Научно-Технической документации
- в этом учебном году закуплено, установлено и используется новое информационное оборудование в медиацентре
- действует журналистская команда выпускающая школьную газету «Версия 36»
- школа является городской проектной площадкой: «Развитие УУД в 5-7 классах средствами ИКТ»
- педагоги школы посещают курсы в Самарской институте повышения квалификации в рамках программы МОиН Самарской области поддерживающих развитие программы Школьной лиги РОСНАНО в области
| 19.05.2014 14.05 | 6. Связь ФГОС-2 и образовательной программы Школьной лиги РОСНАНО |
Представленные документы (Профстандарт в совокупности с Приказом Минздравсоцразвития и программа Школьной Лиги РОСНАНО) несомненно, имеют между собою ряд общих черт. Основной идеей подходов является концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития, а ведущим методом решения проблемы - личностно-ориентированное обучение с активным использованием ИКТ, при котором познавательная деятельность учащихся выходит на передний план.
Однако представленные документы имеют одно принципиальное отличие. С первых строк гос. стандартов читаем: «Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля», и тут же этот труд жестко регламентируется десятками нормативных актов. О каком творчестве может идти речь, если стандарт прописывает каждое движение учителя и перекладывает на него всю ответственность… В отличие от «Стандартов», программа Школьной Лиги РОСНАНО как раз позволяет неформально подойти к изучению ряда образовательных дисциплин.
И еще один маленький комментарий. Дамы и Господа…Судари и Сударыни… Товарищи… Нам обещают вывести отечественное образование на международный уровень… а что это за уровень? Напомню 1989 год, средняя школа СССР, на изучение алгебры + геометрии в 10 классе отводилось 6 часов в неделю. УЧИЛИ ВСЕ!!! Сейчас это называется ПРОФИЛЬНАЯ группа. УЧАТ ЕДИНИЦЫ!!! Тоже по другим предметам.
| 17.05.2014 18.17 | 7. Профессиональный стандарт педагога |
Во втором полугодии 2013-2014 гг. учащиеся МБОУ СОШ № 36 г.о. Самары посетили и приняли участие в рамках виртуальной игры «Соревнования роботов» в сотрудничестве с ДЦО «Интеграл» в экскурсия в Самарский государственный Аэрокосмический Университет, по развитию и популяризации робототехники. 7-ки и 9-ки узнали много интересного о современных роботах и их возможностях
| 15.05.2014 14.45 | Школьный этап программы «Ориентир-ВУЗ» 327 школы |
В МБОУ СОШ № 36 г.о. Самара реализуется несколько метапредметных программ. Опишу три из них:
1. Программа «Творческий потенциал – в третье тысячелетие»: Формирование исследовательских навыков детей является приоритетной задачей программы развития, которую реализует школа № 36 с 2004 года. Итогом исследовательской работы учащихся в течение года является проведение школьной научно-творческой конференции. За прошедшие годы существенно повысился статус конференции: • Секции формируются в соответствии с предметами углубленного изучения, по которым аттестована школа (математика, физика, химия, биология, русский, английский и немецкий языки). • Возросло количество участников – от десятка детей в первых конференциях, до сотни и более в настоящее время. • Помимо старшеклассников в конференции уже несколько лет участвуют школьники среднего звена и ученики начальной школы. • Повысилось качество представляемых работ – от реферативных к действительно исследовательским. • Все больше работ выполняется с применением информатики и информационных технологий. • В жюри конференции – опытные педагоги, преподаватели самарских вузов, выпускники школы № 36. • Авторы лучших работ, рекомендованных жюри, ежегодно становятся призерами конференций и чтений различного уровня. По итогам конференции выпускается брошюра с тезисами исследовательских работ учащихся.
2. Программа «Здоровая среда» Цель: Обеспечение условий для сохранения здоровья участников образовательного процесса. Задачи: • Воспитывать у детей и их семей культуру здорового времяпрепровождения, потребность в здоровом образе жизни • Формировать знания и навыки по сохранению и укреплению здоровья, поведению в повседневных и чрезвычайных ситуациях • Создать полноценные материально-технические условия для сохранения здоровья детей и педагогов
3. Проект «Среда педагогического мастерства» Цель: Создание системы развития педагогического потенциала школы. Задачи: • Воспитывать у педагогов потребность в саморазвитии • Формировать умения, навыки и педагогические компетентности, необходимые для современного образовательного процесса • Обеспечить финансовую поддержку и адекватные материально-технические условия
| 16.02.2014 12.01 | 3. Образовательная программа Наношколы |
Филиппов Сергей
МБОУ СОШ № 36 г.о. Самара
Подпрограмма "Карьера молодых", отражена в программе развития школы и включает формирование учебно-исследовательских навыков учащихся, деятельность Научного общества учащихся, проведение школьных мероприятий учебно-исследовательской направленности, участие в мероприятиях районного уровня и выше, формирование портфолио учащихся. Для формирования учебно-исследовательских навыков учащихся используются эвристические, поисковые и проблемные методы знакомства с новым материалом на уроке; изучение основ исследовательской деятельности; выполнение учащимися исследовательских работ.
Подпрограмма "Карьера молодых" уже реализуется в школе в виде созданной системы выявления и поддержки одаренных детей, повышения учебной мотивации и самооценки учащихся. Ежегодно организуются олимпиада и научно-творческая конференция. Формируется ресурсная база исследовательской деятельности: более 60% педагогов владеют основами исследовательской деятельности, руководят работами детей; ежегодно издается сборник тезисов школьной конференции.
Подпрограмма "Издательско-исследовательская деятельность". Данное направление ведется в соответствии с современными образовательными тенденциями и миссией учреждения: формирование выпускника владеющего современными информационными технологиями и имеющего применять их в соответствии с поставленными задачами.
Подпрограмма "Издательско-исследовательская деятельность" уже реализуется в школе в виде инновационной деятельности связанной с применением информационных технологий и возможностей сети Интернет для обучения, воспитания и социализации учащихся. Именно такая задача решается школой посредством разработки и реализации инновационного проекта «Школьная интернет-газета» начатого с 2008 г., и содержит публикации учащихся школы и представляет собой активно пополняемое информационное межшкольное пространство.
Партнерами проекта стали: кафедры журналистики СамГУ и ПГСГА, газета «Образование. Самарский регион». Педагогический потенциал проекта был раскрыт на образовательном форуме: Международной ярмарке социально-педагогических инноваций в г. Отрадном Самарской области.
Подпрограмма "Дистанционное образование". В данный момент 7 представителей школы проходят дистанционное обучение на курсах Школьной лиги РОСНАНО. Педагоги школы регулярно проходят повышение квалификации в Центре развития образования г.о. Самара, Самарском институте повышения квалификации работников образования.
Подпрограмма "Образовательные технологии и технологии нового поколения". Одним из примеров реализации подпрограммы в образовательном учреждении является проведение экспериментальной работы «Развитие универсальных учебных действий обучающихся в 5-7 классах средствами информационно-коммуникационных технологий» (научный руководитель экспериментальной работы: к.п.н., доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании ПГСГА Иванаевская Е.А.)
По данному направлению уже проведено четыре обучающих семинара по следующим темам:
1. “Планирование образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Инновационные образовательные модели с использованием средств ИКТ в образовательном процессе современной школы”.
2. “Разработка учебно-познавательных и учебно-практических задач, направленных на формирование УУД с использованием социальных сервисов Web 2.0. Инструментальные возможности Интернет-сервиса "LERNINGAPPS" для формирования УУД учащихся”
3. “Инструментальная среда Google Apps для организации информационно-образовательной среды школы. Использование Google-документов для оценивания и мониторинга образовательных достижений учащихся”.
4. “Google-сайт, как точка доступа к учебно-методическому комплексу учителя-предметника”
В апреле 2013 года зарегистрирован и настроен для дальнейшей работы работы школьный аккаунт облачного сервиса GoogleApps.
Подпрограмма "Конкурсы, олимпиады, игры". В данном учебном году школа стала партнером Школьной лиги РОСНАНО. Учащиеся постепенно знакомятся с конкурсами представленными лигой. Традиционно ученики школы активно участвуют как в предметных олимпиадах, так и научно-творческих конференциях.
| 13.02.2014 08.06 | 2. Программа Школьной лиги РОСНАНО на 2012-2015 гг. |
С уважением ко всем участникам Школьной лиги РОСНАНО. Несколько с задержкой, но попытаюсь оставить свой комментарий к тексту «Какой быть школе в эпоху нано-технологий».
Во-первых, проанализирую статью (чтобы ясно было с какой позиции, кратко о себе: учитель истории со стажем 20 лет, второе высшее образование по специальности «Менеджмент организации», кандидат исторических наук, зам. директора по НМР)
- любая эпоха, требующая изменений, оперирует понятиями «новый строй мышления», «творческий подход», «современные технологии», «научная революция»…поэтому с точки зрения терминологии «нано-подход» опирающийся на междисциплинарность, инновационность, взаимосвязь науки и производства продолжает лучшие традиции научных революций.
- новизной в данном случае выступает уровень – микроуровень, открывающий новый мир возможностей человека и как следствие требующий повышения этической ответственности не только исследователей за разработку и внедрение достижений нанотехнологий, но и в целом общества. К сожалению, вспоминается старое саркастическое выражение, что численность населения на планете растет, а мораль – величина постоянная. Особую настороженность вызывают представители мира политики, которые данные технологии легко применят в грязных, узкокорыстных целях.
- я в корне не согласен с автором в вопросе отношения к педагогическому сообществу. Помимо работы в гимназии, я неоднократно читал лекции перед учителями Самарской области в Центре развития образования г. Самары и видел готовность не только городских учителей, но и учителей сельских школ осваивать новые технологии. Тезис «о расширяющейся пропасти между поколениями взрослых (прежде всего педагогов) и детей», сложившийся стереотип, активно закрепляемый СМИ и чиновниками от образования, так как он позволяет свалить всю вину в системе образования, пожалуй, на самую беззащитную категорию работников служащих нашему государству. Учителя могли бы стать одной из самых креативных социальных групп, если бы не те законодательные и программные условия в рамках которых им приходится работать. ФГОС-2, с моей точки зрения, ситуацию усугубляют. Достаточно посмотреть на то количество бумажной волокиты, которой теперь обложены учителя. Как известно: «рыба гниет с головы», и необходимо для начала выяснить, кто нужен государству: рабочие добывающих отраслей или новые представители мира нанотехнологий.
- вызывает ряд вопросов переход обучающихся на профильное обучение и индивидуальные образовательные траектории. Становится заметным падение знаний в междисциплинарных связях и узкая специализация, а ведь речь идет о средней школе.
В целом представленная автором концепция носит безусловно прогрессивный характер и в частности в нашей школе ряд её положений применяется. Так на 2014 год в плане экспериментальной работы школы предусмотрено «Развитие универсальных учебных действий обучающихся в 5-7 классах средствами информационно-коммуникационных технологий»: апробация методических приёмов развития универсальных учебных действий учащихся 5-7 классов средствами информационно-коммуникационных технологий и анализ их педагогической эффективности.
реализовать в педагогической практике модель развития УУД обучающихся в 5-7 классах средствами ИКТ,
апробировать программу подготовки педагогических кадров для осуществления деятельности по развитию и мониторингу уровня развития УУД учащихся 5-7 классов средствами ИКТ,
апробировать коллекцию учебно-познавательных и учебно-практических задач для развития УУД учащихся 5-7 классов средствами ИКТ,
обобщить и транслировать результаты экспериментальной работы в сети Интернет.
Школа ведет сотрудничество с одним из ведущих ВУЗов области Самарским Государственным Аэрокосмическим Университетом, с одним из крупнейших архивов страны: Российским Государственным Архивом Научно-Технической Документации (Самарский филиал)
| 22.01.2014 09.35 | 1. Какой быть школе в эпоху нано-технологий… |