"Свет, как и электромагнитное излучение, обладает как волновыми, так и корпускулярными свойствами."
Для меня не совсем понятно применение в данном тексте непроизводного соединительного союза (и), превращающего простое высказывание в сложное и несущее в себе ложное противопоставление видимого и невидимого человеческим глазом излучения.
Нужна ли здесь сия конъюнкция?
| 09.04.2014 15.43 | 05_04_2014_Яковлев Юрий_6Б класс_г.Старый Оскол_МАОУ «СОШ№24 с УИОП"_учебная демонстрация_"Рассеивание света"_учитель Скрыпникова Наталья Анатольевна |
Вероятно многие учителя оказывались в ситуации когда необходимо было задуматься понимают ли нас дети, и, если понимают, считают ли необходимым выполнять наши требования. Основания для таких размышлений наиболее часто возникают у преподающих учебные дисциплины по не очень изменившимся учебникам. Таких немного. Пёрышкин, Алимов, Фельдман и Рудзитис. Если выкроить время, и вместо показа роликов и презентаций попробовать с детьми почитать по цепочке учебник, выясняется интересная картина. То самое объяснительное чтение, что сохранилось ныне лишь в методике начального и корректирующего образования показывает что детки не понимают существенную часть учебных текстов. Слова или не читаются. Или заменяются созвучными с иным смыслом. В этой ситуации применение предлагаемой методики несколько проблематично.
В рамках Третьей Всероссийской Школьной неделе нанотехнологий и технопредпринимательства учащимся нашей школы было предложено провести турнир по Брэйн-рингу (по материалам журнала «Я Леонардо»). Однако это предложение не вызвало энтузиазма: дети были уверены что думать теперь ни к чему — всё можно найти в Интернете.
Так формат мероприятия изменили — провели марафон по поиску.
В ходе этого марафона подтвердилось предположение о том, почему дети не всегда нас понимают.
Они действительно не умеют понять прочитанное, выполнить простейшую инструкцию — алгоритм на естественном (русском языке)
Вначале о мероприятии.
Оно несколько напоминало проводимый некогда Яндексом «кубок по поиску».
Были предложены вопросы разной сложности.
Ответы в виде текстового документа необходимо было выслать на мой адрес. Время — 30 минут (в соответствии с СанПином).
Вначале необходимо было зарегистрироваться — послать мне пустое письмо. Интересно, что некоторые предпочли командную работу — в парах.
Вопросы выглядели так.
С детьми работали с напарником.
Время истекло - провели разбор полётов. Вот тут то некоторые участники впервые прочитали те вопросы, на которые отвечали. Причём некоторые - с великим гонором - дескать всё и так знаю!
Оказалось, что Ломоносов — советский химик, Даниил Хармс или Александр Блок — это фамилия имя и отчество сразу, что жена и женщина не совсем совпадающие понятия. В общем, господа, те кто не умеет читать, не смогут понять не только закрытые но и совсем открытые задачи.
Помните классический текст:
«Сначала я совсем ничего не понял и начал читать задачу во второй раз, потом в третий… Постепенно я понял, что тот, кто составляет задачи, нарочно запутывает их, чтобы ученики не могли сразу решить»?
Так вот, нынешних и запутывать не надо....
PS - победители набрали 14, 12. 11 баллов. Минимальный результат - 5.
Некоторые участники уже прибегали на переменах и говорили, что продолжают искать ответы.
Это - самый лучший итог!
| 21.03.2014 09.04 | 7. Проведение фрагмента урока или авторского урока с использованием открытых задач |
Естественно, Галина Павлова, на всё - лицензия GNU
– при копировании и любом использовании указываем источник, т.е. эту страницу.
Правда большая часть вопросов у меня - локальные. Район ст. метро Академической. Так что найдёте свои загадки на местном материале. Например - Академический переулок. ☺
Удачи!
| 21.03.2014 09.02 | 7. Проведение фрагмента урока или авторского урока с использованием открытых задач |
"По снимку можно сделать вывод, что на поверхности с тонким слоем серебра меньше впадин, возвышенностей, а на другом – синем зеркале, обнаружены глубокие впадины, большие возвышенности." - интересно было бы на эти картинки глянуть...
Причём не как вложения (ленив я), а как изображения
| 14.03.2014 18.32 | 14_03_2014_Боев Никита_2"А" класс_г.Старый Оскол_"Лицей №3"_исследовательская работа_"Молекулярный автомобиль"_учитель Алистратова Наталья Викторовна |
Не слишком ли много вопросов для выбора из 3-х гомологов?
| 24.01.2014 15.20 | 3. Методика решения открытых задач: интеллектуальная игра «Диалог с компьютером» |
Спасибо, господа. Можно я не по именам, а по задачам?
Про зажиревших купцов - ответ верный, но не совсем полный. Как проявлялся бешеный нрав этой рыбки? Под каким названием она была известна ещё, что это название говорило о размере рыбы?
Вообще название вещь очень значащая - посмотрите на картинку задачи № 3 и подумайте, почему именно "Суриков"
Задача № 2 - подсказка: бурнус это многослойная одежда...
задача № 1 Да светлее, такая же светлая, как.....
Задача № 4 - не жёлтым отблёскивает рисунок... Но ход размышлений абсолютно верен!
А вот № 5 нормально решена. Обратите внимание, что для нахождения ответа не нужно глубоких познаний в органической химии. Достаточно простой смекалки
| 24.12.2013 15.45 | 6. Синтез открытых задач |
Про сублимацию - хорошая задачка.
Что же касается второй - то истинность ответа проверить невозможно, что и подтверждает иллюстрация. Обшивки нет. Была ли она отполирована с точностью зеркала телескопа, мы установить не можем.
Можем лишь порассуждать об инопланетянах....
Татьяна, Вы убедились что задачи многоуровневые. Первый уровень - смекалка, а дальше, если у человека возникает желание копать, ему есть куда. Спасибо Вам.
| 17.12.2013 18.51 | 6. Синтез открытых задач |
Да, всё зависит от маркировки. Есть для ГОР но есть и для ХОЛ - они дешевле, полиэтеновые
| 14.12.2013 14.32 | 6. Синтез открытых задач |
В своей школе такое не удастся.... поищу другую площадку ☺
| 13.12.2013 16.19 | 8. Проведение «Креатив-боя» |
Выполняю обещание.
Поскольку наш коуч (не коучер, а коуч, и вот здесь для него маленький подарок) — физик, начнём с парафизических задач. Вернее они не пара, а мета, но это уже детали.
Эта серия задач будет основываться на открытом немецким хирургом с голландского корабля законе сохранения энергии.
Фамилия врача была... В общем, как и наш Карл Максимович Бэр, фамилию свою этот человек писал на латинский манер Julius Robert von Mayer. Впрочем на корабле его фон-бароном никто не считал, и вкалывал он там по чёрному. Хирургия была в те времена кровавым занятием.
Так вот, вопрос №1
Закон сохранения энергии был открыт в результате камеральной обработки дневниковых записей о плаваниях в тропиках.
Какое наблюдение было положено в основу гипотезы о сохранении энергии?
Вопрос №2
Почему бедуины, те что с верблюдами по пустыням бродят, одежды чёрные носят? Мало того что чёрные, так ведь ещё и шерстяные! Пустыня ведь, солнце-жара, а они в чёрном. Или это чтоб ночью не так холодно было?
Вопрос №3
Некая дама заказала ремонт и переустройство доставшейся ей в наследство квартиры в старом фонде. Дом был старый, стены в 5 кирпичей, радиаторы отопления чугунные. Квартира очень тёплая.
Дизайнер нарисовал проект, заключили договор
Окна заменили на герметичные стеклопакеты, стены и потолки выровняли, поверх старого паркета положили ламинат. Всё очень светленькое, исчезли мрачные тёмные цвета. Но в квартире стало значительно прохладней. Хотя трубы отопления не трогали, температура опустилась на 2 — 3 градуса.
Причину никто не мог понять, дама билась в истерике, но пришлось все работы оплатить.
Её одноклассник пообещал вернуть тепло. Единственным его условием было, что работу она будет принимать вечером.
Она улетела на Канары, он принёс некий круглый предмет из ближайшего строительного магазина.
Она вернулась, и вечером была счастлива. Но утром её настроение омрачилось.
Что принесли из строительного магазина?
Вопрос №4
Чем нарисована эта схема
Вопрос №5
Первую свою нобелевскую Лайнус Полинг (Linus Carl Pauling) получил за описание строения молекулы вещества открытого Майклом Фарадеем (Michael Faraday) зимой 1824/25 года, и снившегося потом Кекуле (Friedrich August Kekulе von Stradonitz) в виде змея. Открытие Фарадей сделал по просьбе фабрикантов светильного газа. Почему они позвали Фарадея именно зимой?
Вопрос №6
Ну и вернёмся к Карлу Максимовичу (это тот чёрный дядя в очках, что сидит на входе в БАН и ЗИН (оба РАН)).
Будучи в Астрахани, он не только открыл там бугры, названные позднее его именем, но и научил местных жителей заготавливать впрок одну из местных рыб. Рыба эта отличалась бешеным нравом и местные жители топили из неё технический жир.
В итоге эта рыба стала популярной снедью по всей Империи, а местные купцы быстро превратились в самых богатых в Поволжье.
Что это была за рыба?
Все задачи имеют свои названия
Перечеслю их навалом: Некто в чёрном, Нанотехнологии в массы, Кровавый Майер, Зажиревшие купцы, Змеиный бензол, Суриков.
Надеюсь что вы легко определите какой задаче соответствует каждое название.
PS - рассказ о кисейной барышне я не стал выносить в справку. Желающие могут перенести туда текст набранный курсивом.
PPS - для изучивших физхимию (не путать с химфизикой), одну из задач можно назвать Гели сели. Тем же, кто не забыл школьный курс органики, другую задачу можно назвать Ледяные арены
Естественно, что на все эти задачи лицензия GNU
– при копировании и любом использовании указываем источник, т.е. эту страницу.
| 13.12.2013 14.32 | 6. Синтез открытых задач |
1 - облить кипятком (выставить на солнце) на болванке. Впрочем прокатит это только с с термопластом.
А ведь есть ещё и термореактив, и экологичный биоразлогаемый термопласт с наполнителем....
2 Чек же я не сохранил, а без него сдать или обменять товар нельзя. - ложная посылка. Возможно доказательство с использованием свидетельских показаний.
Впрочем если у Вас есть чипованная карта клиента или Вы рассчитались по безналу, то доказательства в БД банка/магазина....
___________________________
сегодня уже не получится свои задачи написать. сейчас родительские собрания, но до конца недели ☺
| 13.12.2013 10.08 | 6. Синтез открытых задач |
Курсы в РЦОКиИТ до 1-го декабря...
| 22.11.2013 13.40 | 6. Синтез открытых задач |
Не все предметы изучают реальные объекты.
Предметом многих учебных дисциплин является не реальный мир, а какой-либо из языков его описания.
Примеры привести?
| 15.11.2013 14.52 | 3. Методика решения открытых задач: интеллектуальная игра «Диалог с компьютером» |
В субботу работать мне ветхий завет не позволяет. В воскресенье - новый.
Остаяётся пятница, 6 декабря.
Поскольку в православном календаре она заканчивается в 18 часов местного времени, вебинар должен завершиться именно к этому часу.
Начаться - в 16 -16.30
| 15.11.2013 14.44 | 5. Решение открытых задач с использованием алгоритмического метода |
Использование материалов TV как раз и даст чёткие критерии результата.
Что же касается "авторства" - его здесь просто нет.
Как в TV так и в УМШ - отвечает команда. И здесь цель научиться. Не только идеи выдвигать, но и других не задвигать.
Последнее - сложнее.
Намного!
А большинство из тех кто "отсиживается" уже наполучали по голове. И стараются не высовываться....
| 12.11.2013 12.32 | 4. Решение открытых задач методом учебного мозгового штурма |
Один из вариантов тренинга такой:
Скачиваем старые выпуски Что-где-почём, например отсюда http://www.intv.ru/view/?film_id=111272
Сажаем детей как в Брейн-ринге - когда штормят несколько групп, сразу намного интересней.
Запускаем вопрос - лучше с выигрышем зрителей
Запускаем детское обсуждение
Останавливаем
Показываем обсуждение знатоками
Останавливаем
Спрашиваем у детей есть ли у них те варианты, что не было на экране.
Ну а потом запускаем на экран ответ ведущего.
Число циклов лучше регламентировать заранее - вероятно не больше десяти
| 09.11.2013 19.24 | 4. Решение открытых задач методом учебного мозгового штурма |
А вот в рамках систематического курса уж не знаю, возможно ли такое. Дети оглавление учебника с рубрикатором ЕГЭ\ГИА сравнивают, говорят: там де такого нет, зачем нам это знать?
...Перечитал предложенные документы.
Возникли вопросы.
В тексте есть ссылки на "раздадки" - и где те самые разгадки?
Я всегда считал что пожарник, это жук - мягкотелка красноногая (Cantharis rustica).
Не знал что они по лавкам за колбасой шастают
| 09.11.2013 18.57 | 3. Методика решения открытых задач: интеллектуальная игра «Диалог с компьютером» |
А можно поинтересоваться, что такое абструкция?
| 09.11.2013 18.55 | 3. Методика решения открытых задач: интеллектуальная игра «Диалог с компьютером» |
Может быть тему стоит назвать библиотекой ситуаций к которым может быть применён ТРИЗ и МШ?
| 09.11.2013 17.06 | 6. Синтез открытых задач |
Сдаётся мне, глубокоуважаемый Александр Фёдорович, что в ПРИЗ'e Вашем скрыт некий камень. Не тот что описан в задаче: «Но вот беда: на гладкой поверхности бывшего дна озера, даже вдали от его краев, встречаются одиночные камни массой до 300 кг. Такие «препятствия» смертельно опасны для гонщиков, несущихся на огромных скоростях.», но столь же эффективно действующий. Правда он не лежит открыто, а спрятан в обыденной серости привычек, под слоем очевидностей и банальностей.
Ещё раз перечитайте свой текст.
Подготовка к работе
Прочитайте условие задачи, сформулируйте его простыми словами без специальных терминов.
Запишите условие задачи в традиционной форме:
Дано:
Найти (Объяснить):
Между тем даже закрытые задачи, задания для ЕГЭ год за годом становятся всё многословней, а вернее пустословней. Как дети говорят, «сплошное бла-бла»
И для некоторых вить малеевых переход от плотников к жестяшщикам действительно сложен.
Приведу теперь реальный пример.
Вот пример задачи и её решения.
Решения верного, но неправильного. Вернее слишком правильного. До праведности и оскомины. Но его автор верно прокометировал это праведное решение
http://otvet.mail.ru/question/64999643
Итак
При сжигании алкена массой 11,2 г получили 35,2 г оксида углерода (IV) и 14,4 г воды. Относительная плотность алкена по воздуху 1,93. Найдите молекулярную формулу алкена.
Решение
1. Найдем количество моль С и Н в сгоревшем веществе исходя из продуктов сгорания
n(CO2) = m(CO2)/M(CO2)=35,2/44=0,8(моль), т.к. в молекуле СО2 один атом С то
n(C)=n(CO2) = 0,08 (моль)
n(H2O)=m(H2O)/M(H2O)=14,4/18=0,8 (моль). Т.к. в молекуле воды два атома H, то
n(H)=2 n(H2O)=1,6 (моль)
2. Проверим, есть ли в сгоревшем веществе кислород
m(O) = m(вещ-ва) – m(С) – m(H) = m(вещ-ва) – n(C)*Ar(C) - n(H)*Ar(H)=11,2-0,8*12-1,6*1=11,2-9,6-1,6=0 т.е. кислорода нет
3. Соотношение атомов в молекуле:
С : Н = n(С) : n(H) = 0,8 : 1,6 = 1 : 2,
что соответствует простейшему соотношению СН2
4. Молекулярная формула вещества – (СН2)k где k=M(в-ва)/M(CH2)
Молекулярную массу вещества находим через относительную плотность по воздуху
М(в-ва) = M(воздуха) * Dвозд. = 29 * 1,93 = 56
56/14=4
Молекулярная формула вещества – (СН2)4 т.е. С4Н8 - бутен
На самом деле в задаче слишком много исходных данных. Можно было решить много проще:
1. Найти молекулярную массу через плотность по воздуху.
2. Зная общую формулу алкенов - CnH2n вычислить n из уравнения
M=Ar(C)*n+Ar(H)*2n 56=12n+2n=14n n=56/14=4
Итак, начальный этап решения любой задачи — анализ цели.
Поэтому.
Вначале пишем что надо найти.
А уже потом выбираем из условия только то, что необходимо для решения.
Я уж не помню как такую перестановку Альтшуллер называл, но честно сознаюсь — идея не моя. Взята из старой школы. Советской :)
| 09.11.2013 17.02 | 5. Решение открытых задач с использованием алгоритмического метода |
Лет 25 назад проводили мы неделю занимательной науки и в ней мозговой штурм где взять на Луне воду\кислород и как там города строить. Дети протоколы на прозрачках для кодоскопа вели.... Про МШ мы детям на примере "Что, где, когда" рассказывали - там технология наглядно видна
А сейчас и родители и дети на ЕГЭ/ГИА заточены, зачем нам этим заниматься говорят.
В общем или готовь к аттестации или с глупостями не приставай...
Да и инструкторов для действа надо несколько, в общем весьма проблемно сейчас методику использовать :(
Теперь о задачах.
Можно классика жанра процитировать?!
"В большинстве случаев изобретатель получает уже сформулированную задачу. Для всего творческого процесса чрезвычайно важно избежать ошибки в постановке задачи. Поэтому никогда нельзя принимать на веру задачи, сформулированные другими. Если бы эти задачи были правильно сформулированы, их, вероятнее всего, решили бы те, кто впервые их встретил. Представьте себе, что некто зашел в тупик.
И вот вам предлагается пройти дальше по этому тупику. Что и говорить — занятие малоцелесообразное! Надо поступить иначе: сначала отойти к исходной точке, а затем пойти в правильном направлении. К сожалению, задачи чаще всего формулируются так, что они настоятельно (хотя и незаметно) толкают в тупик. "
В общем приложения к этому уроку нуждаются в уточнении и дополнении.
А за сам урок спасибо
| 09.11.2013 16.10 | 4. Решение открытых задач методом учебного мозгового штурма |
В молодости, когда внезапно подсовывали замещение в тех классах где я не работал, играл с детьми в игру "Да, нет, не знаю".
Объекты брали для начала в классе.
Технология: ребёнок выходит к моему столу, пишет на бумажке слово.
На вопросы отвечает он, я корректирую.
Спрашивают по цепочке, змейкой.
Самый простой вариант игры - "Угадай число до 15".
Там лимит - не более 4-х вопросов.
Хорошо учит слушать других.
_____
Презентации с задачами - полезная штука.
Вот пришли ко мне на урок 4 человека из двух групп - остальные тест писали, мы с ними как раз задачки про свечки\лодки порешали :)
| 09.11.2013 11.22 | 3. Методика решения открытых задач: интеллектуальная игра «Диалог с компьютером» |
С одной стороны ТРИЗ - убийца ЕГЭ.
С другой, опыт, накопленный в Ленинградской городской станции юных техников показывает всю необходимость использования этой методики. Особенно сейчас, когда дети уже живут в виртуале
| 04.10.2013 13.49 | 1. Введение в ТРИЗ-педагогику |