Коллеги, добрый день
Занятие "Какие они вблизи" интересно многими своими аспектами. Здесь есть интресная презентация второклассницы. Замечательная история-путешествие по миру насекомых.
В рамках самого занятия интересен зачин - иллюстрация химической лаборатории. Ландшафтный рисунок как фиксация перехода из одной среды (дом, лаборатория) в другую среду (луг, пруд и приключения) - замечательная педагогическая находка. Это, повторюсь, особый вариант ландшафтного рисунка; рисунок-переход из одного мира в другой. И такая идея очень продуктивна для курса "Загадки природы".
Большое количество макрофотографий, конечно же, оживляет разговор, делает его более реалистичным.
Большое спасибо за урок!
| 26.01.2016 14.35 | МБОУ «Лицей №55» г.Пензы, 2 «Б» класс, ноябрь 2015 год., Ермишина Н.А. "Какие они вблизи" |
Сборник размещен в разделе "вложения"
| 26.01.2016 12.06 | Итоговый сборник 2015 |
Коллеги, добрый день
Данный материал не имеет прямого отношения к естествознанию, но касается вопросов организации груповой работы и развития устной речи у первоклассников. Тема занятия - "Осень", но с таким же успехом это можно сделать на теме "Зима" и "Весна"
| 21.12.2015 20.09 | Групповые формы работы и развитие устной речи |
Татьяна Николаевна, добрый день
Спасибо за интресный урок и его описание. Очень важное различение в конце урока "видели" и "наблюдали".
Замечательно, что получилось совместить разговоры про наблюдения, воспоминания о наблюдениях и реальную прогулку, когда можно было попробовать или увидеть что-то, или понаблюдать.
Портрет "коры" при помощи мелков - это очень хороший ход.
Чем еще можно было поддержать детей - это поиском странностей. Такой способ оррганизации работы делает детей "более зоркими". Мы освобождаем их от привычных стереотипов. И в этом случае даже кора дерева (такое уже привычное) становиться странной. Ведь кора - это как кожа. Или как одежда. Или как особая чешуя. И т.д.
И еще один момент. Кроме рассказов вслух всему классу и учителю мы можем культивировать и рассказы детей в группах друг другу. Нам это важно, чтобы интерес к природе становился делом самих детей. Чтобы они сами друг с другом об этом могли говорить, удивлять друг друга, заинтересовывать.
| 02.12.2015 13.37 | Ткачук Т.Н. ГБОУ, школа №258 "Что значит внимательно присмотреться?" 2 класс "Загадки природы" |
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему внимаю макет учебного проекта "«Создание установки для получения древесного угля в условиях школьной лаборатории», 9 класс"
Разработки учебных проектов технологического характера по химии и биологии редко встречаются в сети Интренет. Данный материал - пока макет такого учебного проекта. ПОэтому приглашаю вас к реализации этого замысла.
| 05.10.2015 14.26 | Макет учебного проекта «Создание установки для получения древесного угля в условиях школьной лаборатории», 9 класс М.В. Караблева, учитель химии, МБОУ Лицей № 19, Тольятти |
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию проект на материале физики 7 класса "Плавание тел" и "Плавание судов".
Подробнее о типах проектов в основной школе - текст в разделе "Доклады" - "Этапы освоения норм проектной деятельности в основной школе"
| 05.10.2015 14.19 | Проектная работа «Кораблик», 7 класс Ж.В. Чопорова, учитель физики, ГБОУ Лицей №1575, г. Москва |
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию вариант организации урока в формате деятельностной интеграции, когда на уроке реализуется исследовательская и проектная деятельность. Учащиеся в ходе исследования получают новые знания и используют их в ходе выполнения инженерного (техно) проекта.
В итоге учащиеся 8 класса на основе открытых ими самими знаний в ходе учебного исследования самостоятельносоздают электрогенераторы в логике проектов-проб.
Коллеги, знакомьтесь с материалами, оставляйте свои отзывы.
| 05.10.2015 14.08 | Учебное исследование + проект по теме "Электромагнитная индукция"; учитель физики МАОУ лицея № 28 г. Таганрог Дзюба Т.В. |
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию вариант организации урока в формате деятельностной интеграции, когда на уроке реализуется исследовательская и проектная деятельность. Учащиеся в ходе исследования получают новые знания и используют их в ходе выполнения инженерного (техно) проекта.
В итоге учащиеся 8 класса на основе открытых ими самими знаний в ходе учебного исследования самостоятельносоздают электрогенераторы в логике проектов-проб.
Коллеги, знакомьтесь с материалами, оставляйте свои отзывы.
| 05.10.2015 14.07 | Учебное исследование + проект по теме "Электромагнитная индукция"; учитель физики МАОУ лицея № 28 г. Таганрог Дзюба Т.В. |
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию проект на материале физики 7 класса "Проектирование испытательного стенда по исследованию возможностей гидравлических прессов".
Подробнее о типах проектов в основной школе - текст в разделе "Доклады" - "Этапы освоения норм проектной деятельности в основной школе"
| 01.10.2015 19.26 | Проектирование испытательного стенда по исследованию возможностей гидравлических прессов, 7 класс А.В. Кистанов, учитель физики, директор МБОУ Гимназия №44 г. Пензы |
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию проект на материале химии "Изготовление индикаторной бумаги". Проект можно отнести к группе "проект-проба", однако отдельные технические изобретения, сделанные самими школьниками, позволяют рассматривать эту работу как проектную работу второго уровня, т.е. "дизайн-проект" (или "проект-трансформацию)".
Подробнее о типах проектов в основной школе - текст в разделе "Доклады" - "Этапы освоения норм проектной деятельности в основной школе"
| 01.10.2015 19.16 | Проект «Изготовление индикаторной бумаги». Н.И. Мельникова, учитель химии, МБОУ Гимназия №44 г. Пензы |
Данные материалы были разработаны для использования в рамках проведения Недели высоких технологий и технопредпринимательства. Во многих школах и техникумах эти материалы были использованы.
Тулуевская Л.М. , учитель химии и биологии, (лицей 1575, г. Москва):
Уроки по теме "Эффект лотоса" проведены на уроках химии в параллелях 8-х и 9-х классов (10.03; 12.03; 13.03). Содержание занятий было встречено учащимися с большим интересом. Обсуждались особенности появления особых свойств у живых существ в природе. Эволюционные механизмы их возникновения. Рассмотрели возможные направления применения этих эффектов в технике: от уборки улиц до космических технологий. Рассматривая эффект лотоса обсудили планирование эксперимента: цель, задачи, результат, возможное внедрение. По результатам дискуссии учащиеся написали "микро" эссе.
| 01.10.2015 15.06 | А.Н. Юшков, Макет исследовательского задания по внеурочной деятельности «Эффект лотоса» (6-7 класс, погружение, 2 часа) |
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию вариант организации урока в формате деятельностной интеграции, когда на уроке реализуется исследовательская и проектная деятельность. Учащиеся в ходе исследования получают новые знания и используют их в ходе выполнения инженерного (техно) проекта.
| 01.10.2015 14.48 | Учебное исследование + проект по теме "Плавание тел"; учитель физики ГБОУ лицея № 179 Бова Н.Л. |
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию вариант организации урока в формате деятельностной интеграции, когда на уроке реализуется исследовательская и проектная деятельность. Учащиеся в ходе исследования получают новые знания и используют их в ходе выполнения инженерного (техно) проекта.
| 01.10.2015 14.47 | Учебное исследование + проект по теме "Плавание тел"; учитель физики ГБОУ лицея № 179 г.Санкт-Петербург, Бова Н.Л. |
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию проектную работу учащихся 8-9 классов по химии.
Данная работа может быть квалифицирована как "дизайн-проект" ("проекты-трансформации")
Подробнее о типах проектов в основной школе - текст в разделе "Доклады" - "Этапы освоения норм проектной деятельности в основной школе"
| 22.09.2015 20.50 | Проект «Разработка прибора по определению электропроводности растворов веществ». Н.И. Мельникова, учитель химии, МБОУ Гимназия №44 г. Пензы |
Данный проект я бы предложил рассмативать как проект интегративного характера, над реализацией которого может работать несколько ученических групп в течение длительного времени.
Для сравнения упомяну опыт финских коллежей (аналог российских средне-технических учебных заведений), в которых учащиеся строят реально "умные дома" и сдают их "под ключ". Для учащихся такое участие является их выпускной квалификационной работой.
| 22.09.2015 20.43 | Проект экологически чистого дома для Северо-западного региона. Альтернативные источники энергии. Тьюторы проекта: зам. директора по НМР, учитель экологии Обуховская А.С., учитель физики ГБОУ лицея № 179 Бова Н.Л. |
Предлагаю вашему вниманию проектные работы учащихся 8 медицинского класса.
Данные работы могут быть квалифицированы как "дизайн-проекты" ("проекты-трансформации")
Подробнее о типах проектов в основной школе - текст в разделе "Доклады" - "Этапы освоения норм проектной деятельности в основной школе"
| 22.09.2015 20.31 | Проектная работа по теме «Зубы. Гигиена ротовой полости», 8 медицинский класс. Л.Н. Петрова, учитель биологии ГБОУ лицея №179, Санкт-Петербург |
Данный урок был разработан как учебное исследование, однако изготовление самодельного барометра может быть выстроено в формате «проекта-пробы» при изучении главы по физике «Давление твердых тел, жидкостей и газов» или темы по географии «Атмосфера и климаты Земли».
| 22.09.2015 20.26 | Макет занятия по теме «Прибор для измерения атмосферного давления», физика, география, 7 класс Е.Г. Огородова, учитель географии, МБОУ СОШ № 19, г. Заполярный, Мурманская обл. |
Данный проект является индивидуальным проектом; его выполнил учащийся пятого класса. «Интересность» данного проекта в следующем:
- это одна из иллюстраций исследования «лента времени», которое было дополнено форматом проектной деятельности; в ходе собственно проекта школьник собрал модели различных транспортных средств, причем как имевших место в истории развития техники, так и модели транспортных средств «будущего»;
- данный проект может быть реализован не только отдельным учащимся, а группой школьников или целым классом.
В приложении представлен фрагмент проектной работы, по которому можно сформулировать и общее представление о проделанной работе и о возможностях данного варианта организации проектной работы в масштабах всего класса.
| 22.09.2015 20.22 | Проект «Лента времени: история транспортных средств», 5 класс Тьютор: М. А. Бирюкова, учитель математики, ГБОУ города Москвы Лицей №1575 |
Данный текст - перечень возможных видов проектов в рамках "проекта-пробы", "дизайн-проекта" и "проекта-изоббренения"
| 22.09.2015 20.12 | Разнообразие проектов на материале естественно-научных дисциплин в основной школе |
Коллеги, добрый день
Мы уже обсуждали с вами вопросы освоения норм проектной деятельности на материале ественно-научных дисциплин. Предлагаю вашему вниманию уточненных текст по данной проблематике. Давайте рассматривать этот текст как содержательный ориентир в проектировании и реалиации учебных проектов в разных классах основной школы.
| 22.09.2015 20.09 | Этапы освоения норм проектной деятельности в основной школе |
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию занятие по теме "Жила-была лягушка..." по курсу "загадки природы". 1 класс.
Комментарии к занятию - в самом тексте.
| 22.09.2015 18.59 | Жила-была лягушка... Загадки природы, 1 класс. учитель В.А. Часовских, г. Старый Оскол, школа № 24 |
Коллеги, добрый день.
В разделе "доклады" я разместил текст "Учебные исследования во внеурочной деятельности".
Погружение Т.В. Дзюбы, выстроенное в логике "истоической реконструкции" - иллюстрация того, как может быть организована исследователськая работа школьников по переоткрытию значимых законов физики.
Знакомьтесь, пишите свои впечатления.
Здесь же размещаю комментарий к данному погружению
"Я под большим впечатлением от прочитанного! Интересная вещь! Мы часто говорим об открытиях, о самих учёных, путешественниках, изобретателях, но вот о том, как и благодаря чему и кому, и тем более каким образом происходили их открытия практически и не задумываемся. В этой разработке чётко прописаны все этапы работы, очень похожие на этапы исследования:
-Постановка исследовательской задачи
-Придумывание и сборка экспериментальной установки. Проведение исследования
-Обсуждение результатов исследования. Открытие зависимостей.
- Обнаружение дефицитов экспериментальной установки.
- Формулировка гипотезы
- Проведение эксперимента. Формулировка выводов.
- Практическая проверка
Все этапы работы продуманы так, что восьмиклассники не просто знакомятся с открытием, но и как бы вновь его совершают, то есть они находятся постоянно в деятельности ума и реального дела.Дети совместно с учителем выделили проблематику исследования, произвели экспериментальные процедуры и сравнили их с теми, что сделали в свое время исследователи, сформулировали гипотезы и сравнили их с гипотезами реальных исследователей, провели аналогичные эксперименты, сформулировали выводы".
Фролкова Т.Н.
| 17.09.2015 13.18 | Т.В. Дзюба, учитель физики, МАОУ Лицей №28, г. Таганрог. Историческая реконструкция "Открытие Закона Ома" |
Уважаемые коллеги, приглашю вас познакомиться с циклом уроков, выстроенных в двух логиках:
- историческая реконструкция
- исследование + технологический проект
Это не часто встречающийся жанр; трудоемкий, но он того стоит.
Ваши отзывы, впечатления размещайте в комментариях к урокам.
Собственные погружения в формате исторических реконструкций размещайте на странице сетевой лаборатории.
| 16.09.2015 21.37 | О.К. Кириллина, учитель биологии, МАОУ Лицей №28, г. Таганрог. Цикл уроков в формате исторической реконструкции |
В описании урока показано, как старшеклассники могут коллективно разрабатывать программу исследования того или иного феномена. И после этого проводить исследование по созданной программе, обнаруживать эффекты, искать их причины.
Учителя-биологи, обратите внимание на данный урок. Ваши комментарии, предложения и описния собственных уроков, высроенных в формате "исследовательских программ", будут очень интресны для всех участников сетевой лаборатории.
Коллеги, в разделе "доклады" я разместил текст "Этапы освоения норм исследовательской деятельности в основной школе (естественно-научные дисциплины). Для более полного понимания, что такое учебное исследование в формате "исследовательское задание" и "исследовательская программа" - познакомьтесь с этим текстом.
| 15.09.2015 22.01 | О.К. Кириллина, учитель биологии, МАОУ Лицей №28, г. Таганрог. Урок-исследование по биологии для учащихся 10-го профильного класса «Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в клетках» (формат «исследовательская программа») |
Интересный и сложный формат организации работы со старшеклассниками, предлагающий им разработать собственные экспериментальные установки для исследования законов физики
Учителям-физикам, работающим по программам профильного изучения предмета, будет интресно.
| 15.09.2015 21.56 | Королев Н.А., Михайлова Ю.В. Исследовательские задания на уроках «Экспериментальная физика» (лицей № 1511 при НИЯУ "МИФИ") |
Коллеги, добрый день.
В разделе "доклады" я разместил текст "Этапы освоения норм исследовательской деятельности в основной школе (естественно-научные дисциплины).
Предлагаю вашему вниманию интересный материал по организации учебного исследования в логике "исследовательских заданий" на материале биологии.
| 15.09.2015 21.53 | О.К. Кириллина, учитель биологии, МАОУ Лицей №28, г. Таганрог. Биология. Урок-исследовательское задание для учащихся 8-го профильного класса по теме «Роль кожи в терморегуляции организма» |
Коллеги, добрый день.
В разделе "доклады" я разместил текст "Этапы освоения норм исследовательской деятельности в основной школе (естественно-научные дисциплины).
Описание урока М.В.Караблевой - иллюстрация организации работы в логике учебных исслований на этапе "исследовательских заданий". Предлагаю это описание вашему вниманию.
И, конечно же, приглашаю к размещению своих материалов на странице сетвой лаборатории.
| 15.09.2015 21.51 | М.В. Караблева, учитель химии, МБОУ Лицей № 19, Тольятти. Исследовательское задание–эксперимент по химии для учащихся 9-го класса по теме «Коррозия металлов. Условия, влияющие на коррозию» |
Могут ли школьники придумывать экспериментальные процедуры для проверки собственных гипотез? Могут. И предлагаемый материал - тому доказательство.
Уважаемые коллеги, чем больше на странице лаборатории будет таких уроков по разным предметным дисциплинам естественно-научной направленности - тем разнообразнее будет жизнь подростков в школе.
Если вы проводите подобные уроки-исследования - опишите их и разместите на странице сетевой лаборатории.
| 15.09.2015 21.49 | Т.В. Дзюба, учитель физики, МАОУ Лицей №28, г. Таганрог. Урок физики в формате «исследовательской программы» в 7 классе по теме «Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля» |
Колеги, обратите внимание на интерсный материал. Он может быть использован и как в рамках учебных исследований, так и в рамках проеткной деятельности, например, по изготовлению "домашней метеостанции"
| 15.09.2015 21.45 | Е.Г. Огородова, Учитель географии, МБОУ СОШ № 19, г. Заполярный, Мурманская обл. Макет исследовательского задания по теме «Измерение атмосферного давления», физика, география, 7 класс |
Мои комментарии к тексту и ответы на них даны в самом тексте.
| 15.09.2015 21.42 | Из опыта работы научно-исследовательской лаборатории нанотехнологий (часть 2). А.Л. Фрейдман |